Слайд 2Юлиан Геннадьевич Тютюнник
доктор географических наук
профессор кафедры ландшафтной архитектуры Национальной академии руководящих кадров
культуры и искусств Министерства культуры и туризма Украины
Слайд 3Предпосылки появления ландшафтоида
Разрыв культурного ландшафта с исторической традицией.
Разрыв обусловлен распространением массовой
«потребительской» культуры и утилитарного подхода к ресурсам.
Питательной почвой служит технологическое бескультурье – доведённое до максимума с помощью достижений техники потребительское поведение, пробуждающее зоологический индивидуализм.
Слайд 4Акультурный ландшафт
Возникает в силу технологической и экономической необходимости, из-за несовершенства технологии материального
производства.
Слайд 5Акультурный ландшафт
В погоне за планом или прибылью, в силу жадности руководители производства
сокращают расходы на содержание и эксплуатацию очистных систем.
Главный инженер недостаточно образован и просто не знает о существовании эффективных способов утилизации отходов производства.
Слайд 6Беллигеративный ландшафт
Например, ландшафты полей сражений
– места выхода наружу самых негативных сторон
человеческой натуры, которые не могут быть нейтрализованы проявлениями героизма и чувством патриотизма. Историческими эти ландшафты могут считаться, культурными – никак нет.
Слайд 7Культурностный ландшафт
Главная функция в том, чтобы, с помощью географических образов провоцировать у
человека потребительские инстинкты и самому в форме географического образа служить предметом купли-продажи.
Насыщен коммерческой и политической рекламой
Ландшафт - лишь фон для вывесок и афиш
Слайд 8Красивостный ландшафт, поп-ландшафт
«Несмотря на всю свою помпезность и амбициозность, архитектура (современной) власти
– в отличие от архитектуры господствующих классов прошлого не может предложить новых эстетических концепций и оригинальных художественных форм».
«Её блеск, грандиозность и размах свидетельствуют о нищете духа и вполне укладываются в рамки антиэстетики массовой культуры».
Сталинский ампир –первый «тревожный звонок»
Слайд 9Антиландшафт
Девитален; это место, так или иначе предназначенное не для жизни, а для
смерти, или же созданное ею.
Арзамас-16 (место создания водородной бомбы)
Концентрационные лагеря
Слайд 10От акультурного ландшафта к ландшафтоиду
«Ландшафтоид начинается тогда, когда ни понять, ни объяснить,
ни выразить девитальное место в каких бы то ни было рациональных категориях невозможно. Ландшафтоид идёт на кардинальный разрыв с какой бы то ни было известной исторической традицией».
Слайд 11От акультурного ландшафта к ландшафтоиду
Отсутствие рационализма и логичности среды, лишённой моральных и
духовных ограничений формирует бескультурный и нелогичный мёртвый ландшафт.
В условиях «выпадения из времени», деградации культуры и дефиците ресурсов рождается ландшафтоид.
Ландшафтоид – это любая имеющая объективные границы территориальная комплексность , целенаправленно лишённая человеком витальных функций и выпадающая из какой бы то ни было исторической традиции.
Слайд 12Пример ландшафтоида. Свалка
Наиболее очевидный пример ландшафтоида – свалка, возникшая под влиянием технологического
бескультурья.
В отличие от традиционной локальной свалки, свалка-ландшафтоид возникает стихийно в силу экономических причин.
Жители, отравленные потребительским отношением к природе и не имеющие денег отвезти мусор на свалку, мусорят стихийно.
Часто у жителей есть деньги на вывоз мусора, но по причине «экономии» они мусорят в лесу или соседнем от дома овраге.
Слайд 13Пример ландшафтоида. Авитальное населённое место
Это среда, где человек деградирует и быстро умирает
независимо от возраста.
Возникают спонтанно на основе традиционных антиландшафтов в результате «социального замусоривания общества».
Массовая культура масштабирует традиционные проблемы антиландшафтов: реклама табака, сексуализация общественного бытия, рост наркомании.
Добро подменяется злом и жестокость почитается за силу.
Слайд 14Пример ландшафтоида. Автотранспортный ландшафт
Комфорт передвижения нивелируется пробками, проблемами с парковкой и прочим,
что делает обладание машиной иррациональным.
Многим автомобилистам машина не нужна – они стремятся к обладанию ею под воздействием массовой культуры.
Процесс утраты автотранспортом рациональной сущности превращает его в ландшафтоид.