Лекция 1

Содержание

Слайд 2

Тема: Введение. Детская литература: предмет, специфика, функции

Требования к ведению тетрадей:
Иметь толстую тетрадь

Тема: Введение. Детская литература: предмет, специфика, функции Требования к ведению тетрадей: Иметь
для лекционных занятий (форма ведения произвольная)
При выполнении домашних заданий всегда правильно писать вид работы или задания, не допускать сокращений слов, всегда указывать список использованной литературы, правильно оформлять титульный лист, иметь дубликат в распечатанном и электронном виде, выполненные задания после проверки и выставления отметки хранить в отдельной накопительной папке

Слайд 3

Учебники и учебные пособия

Учебники и учебные пособия

Слайд 4

План

Понятие о детской литературе и круге детского чтения
Специфика детской литературы
Художественные критерии детской

План Понятие о детской литературе и круге детского чтения Специфика детской литературы
книги
Жанры детской книги
Значение детской литературы

Слайд 5

Цитата дня

«Детская литература- то, из чего никогда не вырастают»
Достоевский Ф.М.
«Детские книги –

Цитата дня «Детская литература- то, из чего никогда не вырастают» Достоевский Ф.М.
это книги на вырост»
Житков Б.С.
«Детский писатель должен писать так, как будто он пишет для маленького Пушкина»
Коваль Ю.И.

Слайд 6

Детская литература

Включает в себя лишь те произведения, которые написаны писателями специально для

Детская литература Включает в себя лишь те произведения, которые написаны писателями специально
детей.
Является частью общей литературы и подчиняется тем же законам, что и общая, хотя имеет свои специфические особенности

Слайд 7

Произведения, которые не адресовались детской аудитории

Произведения, которые не адресовались детской аудитории

Слайд 8

Круг детского чтения

Произведения, прямо адресованные детям
Произведения, написанные для взрослых, но нашедшие отклик

Круг детского чтения Произведения, прямо адресованные детям Произведения, написанные для взрослых, но
у детей
Произведения, сочиненные самими детьми

Слайд 9

Возрастные группы читателей

дошкольники, которые в свою очередь делятся на детей раннего, среднего

Возрастные группы читателей дошкольники, которые в свою очередь делятся на детей раннего,
и старшего возраста и по отношению к которым правильнее применять понятие «слушатель», так как немногие из них умеют читать сами
младшие школьники (I — IVкл.);
школьники среднего возраста (V — VIII кл.);
читатели старшего школьного возраста (IX — XI кл.).

Слайд 10

Специфика детской литературы

Проявляется в слиянии искусства слова с такими науками, как психология

Специфика детской литературы Проявляется в слиянии искусства слова с такими науками, как
и педагогика, т.е. писатели детской книги учитывают возрастные особенности детей
Детская литература всегда чему-то учит детей, воспитывает детей, но всегда в занимательной, художественной форме

Слайд 11

Специфика детской литературы

Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя:

Специфика детской литературы Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего
тема детской игры и игрушки (М. Моравская «Пленный охотник», А. Барто «Игра в стадо», цикл «Игрушки», Э. Мошковская «Магазин» и др.);
Тема детства (рассказы Н. Носова, В. Драгунского);
тема природы, изображение животного мира (широкий круг авторов, среди которых В. Бианки, Ю. Дмитриев, Ю. Линник и др.);
тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива (Л. Чарская «Княжна Джаваха», С. Георгиев «Дедушка» и др.)

Слайд 12

Специфика детской литературы

Художественные средства изображения:
Очеловечивание животных (анимизм и антропоморфизм)
Алогизм действительного
Использование детской речи,

Специфика детской литературы Художественные средства изображения: Очеловечивание животных (анимизм и антропоморфизм) Алогизм
как художественного приема
Кумулятивность ( построение композиций хроникальных и многолитейных повествовательных сюжетов)
Короткие жанровые формы
Звукоподражание
Рассказ от лица героя

Слайд 13

Художественные критерии детской книги

Нравственное содержание
Иллюстрированность текста книги
Доступность возрасту
Максимальная конкретность
Краткий и динамичный сюжет
Юмор
Положительный

Художественные критерии детской книги Нравственное содержание Иллюстрированность текста книги Доступность возрасту Максимальная
финал произведения
Четкое разграничение добра и зла
Литературный язык детского произведения

Слайд 14

Современная литература зачастую использует не только просторечные, но и сленговые обороты……

Современная литература зачастую использует не только просторечные, но и сленговые обороты……

Слайд 15

Жанр – это вид литературного произведения

Жанр – это вид литературного произведения

Слайд 16

Жанры детской книги- «обслуживающие» детство, определяющие его суть и особенности

литературные колыбельные песни,

Жанры детской книги- «обслуживающие» детство, определяющие его суть и особенности литературные колыбельные

пестушки, потешки, уговорушки,
кричалки,
кумулятивные сказки,
стихотворные докучные сказки,
загадки

Слайд 17

Особой жанровой формой является азбука: стихотворная, прозаическая, азбука в рисунках.

Жанр поэтической азбуки был

Особой жанровой формой является азбука: стихотворная, прозаическая, азбука в рисунках. Жанр поэтической
разработан К. Истоминым в XVII в. и существует до сих пор, получив широкое распространение в конце XIX — начале XX в. (К. Льдов, Саша Черный, С. Маршак, В. Берестов, Б. Заходер, В. Лунин и др.).

Слайд 18

Основные художественные приемы стихотворной азбуки

аллитерация (повторение одних и тех же согласных звуков):
Дятел

Основные художественные приемы стихотворной азбуки аллитерация (повторение одних и тех же согласных
жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
(С. Маршак)
ассонанс — повторение одних и тех же гласных звуков:
Август.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят…
(В. Лунин)

Слайд 19

Прозаичесакая азбука

Более пространны и насыщены информацией

Прозаичесакая азбука Более пространны и насыщены информацией

Слайд 20

Особый тип сюжетосложения

Зачастую в построении и развитии сюжета большая роль отведена игре,

Особый тип сюжетосложения Зачастую в построении и развитии сюжета большая роль отведена
игрушке, занимательному, неординарному случаю, парадоксу. Развитие процесса игры является одновременно и развитием сюжета произведения, а содержание игры — содержанием текста

Слайд 21

Особый тип героя

Первый тип — герой маленький, равный по возрасту и по

Особый тип героя Первый тип — герой маленький, равный по возрасту и
росту
читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь.
…Это доблестный Ваня Васильчиков:
Он боец
Молодец,
Он герой,
Удалой:
Он без няни гуляет по улицам…
(К. Чуковский «Крокодил»)

Слайд 22

Тип героя

Второй тип — это герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите,

Тип героя Второй тип — это герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи,
совете, сострадании.
И спинка болит,
И животик —
Болеет родной Бегемотик…
(С. Козлов «Больной бегемотик»)
В литературе для детей эти типы являются героями- заместителями. На их место всегда может стать маленький читатель, что, собственно, и бывает благодаря детскому воображению. Это герои, оказывающие психотерапевтическое воздействие на самого читателя, помогающие ему утвердиться в своих действиях, совершить нравственный выбор, отвергнуть страх, превозмочь боль, терпеливо ждать помощи, вместе с героем искать выход из создавшегося положения.

Слайд 23

Тип героя

Третий тип — герой или персонаж, не существующий в реальной действительности,

Тип героя Третий тип — герой или персонаж, не существующий в реальной
не имеющий в ней аналогов, созданный авторской фантазией
Он способствует развитию детского воображения, творческого начала в ребенке. Его нужно представить, «оживить», объяснить его появление, мотивировать поступки. Весь этот процесс чрезвычайно увлекателен для маленького ребенка.