Лекция 1-2 ИРЛК. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Содержание

Слайд 2

Учебники

История русской литературной критики: Учеб. для вузов/Валерий Владим. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г.

Учебники История русской литературной критики: Учеб. для вузов/Валерий Владим. Прозоров, О.О. Милованова,
Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова.— М: Высш. шк., 2002.— 463 с.
Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII — XIX веков. Курс лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 182 с.

Слайд 3

Литературная критика в содружестве филологических наук (фил. науки – лингвистика и литературоведение)

Литературоведение

Литературная критика в содружестве филологических наук (фил. науки – лингвистика и литературоведение)
состоит из областей знаний:
теория литературы изучает природу литературного творчества и вырабатывает методологию его анализа (Мещеряков Валентин Николаевич).
история литературы изучает динамику литературного процесса, исследует историю всемирной литературы и персоналии авторов (В.Н. Мещеряков).
литературная критика занимается разбором и оценкой художественных произведений, наряду с литературоведением как научным изучением истории литературы (Г.Н. Поспелов)

Слайд 4

В повседневной речи выражение «критиковать» означает «указывать на слабые стороны, недостатки чего-либо»…

Большой

В повседневной речи выражение «критиковать» означает «указывать на слабые стороны, недостатки чего-либо»…
толковый словарь
КРИТИКОВАТЬ, -
Критика - [от греч. kritikē - искусство разбирать, судить] 1.Обсуждение, разбор чего-л. с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки. Подвергаться критике. Строгая, деловая к. принятого решения. 2. Разг. Отрицательное суждение о чём-л. Подвергать всё злой критике. 3. Исследование, научная проверка подлинности, правильности чего-л. К. текста. К. исторических источников. 4. Особый литературный жанр, посвящённый разбору литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений. Театральная к. 

Слайд 5

Литературная критика (определения в словарях, мнения ученых)

Литературную критику определяют как вид литературного

Литературная критика (определения в словарях, мнения ученых) Литературную критику определяют как вид
творчества или отрасль литературоведения. Л.К – оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных.
Критические суждения о литературе возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее 
уважаемых, умудренных читателей. Критика тесно связана с эстетикой (В.З. Роговин. КЛЭ. Режим доступа: http://www.feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp )
О. Лекманов о литературной критике: Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HP86oZCtMyE

Слайд 6

Виды критики

Профессиональная критика - творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом

Виды критики Профессиональная критика - творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим
занятий.
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)  — российский журналист, издатель, критик и общественный деятель, мартинист, собиратель древностей, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения (Википедия).
Писательская критика - литературно-критические и публицистические выступления литераторов.
Читательская критика - разнообразные аргументированные реакции на современную художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом.

Слайд 7

Генезис литературной критики

Истоком европейской критики является, с нашей точки зрения, античная культура:
а)

Генезис литературной критики Истоком европейской критики является, с нашей точки зрения, античная
При чтении трактатов Аристотеля поражает то множество мест, в которых он говорит что-либо о Гомере. Это – совершеннейший поэт мирового значения для Аристотеля. Критика как осознания похвала, как утверждение заслуг автора.
б) Аристотель очень часто подтверждает свои глубокие мысли цитатами из Гомера и пояснениями, соответственными духу культуры... Высоки морально Диомед и Гектор, думает, если они боятся упреков в трусости со стороны своих народов, т.е. их храбрость, побеждающая страх, - высшего порядка. Храбрость же и мужество только в результате приказания есть гораздо худший вид мужества, когда, например, у Гомера Гектор грозит дезертирам, что они будут подвергнуты растерзанию собаками.

Слайд 8

Генезис литературной критики

Часто оценка творчества того или иного поэта помещалась в литературный

Генезис литературной критики Часто оценка творчества того или иного поэта помещалась в
текст самого оценщика-«критика». Таким начинающим критиком, пожалуй, можно назвать и древнегреческого поэта Мелеагра из Гадары.
Он создает первую «венок/антологию/цветник» (Мелеагра из Гадары (II – I вв. до н. э.)), включает в свое собрание значительного числа известных ему авторов – Архилоха, Каллимаха, Сапфо, Феокрита и др. Но включает с оценкой их творчества:
«Милая Муза, кому несешь ты плоды своих песен? / Кто свивает в венок славных певцов голоса? / Свил венок Мелеагр благородному другу Диоклу, / Чтобы доверенный дар памятью доброю стал»
«Вьются побеги плюща — цветущий дар Леонида;
Колосом рыжим легли Вакхилидовых нив урожаи…»

Слайд 9

Генезис литературной критики: специфика начального этапа
Критика в Греции возникла из встречного движения

Генезис литературной критики: специфика начального этапа Критика в Греции возникла из встречного
искусства, эстетики, риторики и литературы.
От эпохи античности дошли до нашего времени ставшие нарицательными имена критиков Аристарха (доброжелательного) и Зоила (пристрастного).
Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут!.. Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут! (Ф. Тютчев, 1818)
Другое мнение о генезисе: Рождение современной литературной критики — Алексей Вдовин. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UtTWvO1QnO4
Кто, на ваш взгляд, прав? Где истоки критики?

Слайд 10

Генезис литературной критики: специфика начального этапа

Критика в Греции возникла из встречного движения

Генезис литературной критики: специфика начального этапа Критика в Греции возникла из встречного
искусства, эстетики, риторики и литературы.
От эпохи античности дошли до нашего времени ставшие нарицательными имена критиков Аристарха (доброжелательного) и Зоила (пристрастного).
Другое мнение о генезисе: Рождение современной литературной критики — Алексей Вдовин. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UtTWvO1QnO4
Кто, на ваш взгляд, прав? Где истоки критики?

Слайд 11

Культура эпохи Просвещения: от нового мировидения к новому человеку науки (человеку точного

Культура эпохи Просвещения: от нового мировидения к новому человеку науки (человеку точного
знания) Культура 17 – 18 вв.: основные черты

Деизм
Абсолютизм, салонная культура. На фото - Версаль.
XVII в. – эпоха непрерывных войн в Европе, колониальных захватов в Новом Свете, Азии и Африке.
Утратив дом во Вселенной, человек начал строить его на земле; он задался вопросами истории и государства.

Слайд 12

Культура 17 – 18 вв.: основные черты

Передовые науки – математика, физика (механика).
Рационализм

Культура 17 – 18 вв.: основные черты Передовые науки – математика, физика
и сенсуализм – два мировоззренческих базиса эпохи.
Научный факт бесконечности Вселенной вызвал комплекс идей и переживаний: дерзновение понять беспредельность, осознать, как она устроена; уныние и некоторое недоверие к сфере разума, верховенство чувственного опыта; чувство одиночество, беззащитности человека, его затерянности в мировом пространстве; желание отыскать Бога в беспредельности миров.
Две «тональности» эпохи определяются доверием разуму и, одновременно, недоверием ему, в художественном отношении эпоха неравноценна. Одна художественная стратегия – классицизм (ее догмат – разум, соизмеримость человеческого разума с божественным), другая барокко (уповает на человеческие чувства, утверждает несоизмеримость человеческого разума с божественным).
Итог: деизм, рационализм и сенсуализм, пафос новизны (научный и технический прогресс); становление и расцвет государственности – абсолютизма, и государственного человека; становление науки, наличие двух художественных стилей, определяющих эпоху – классицизм и барокко…

Слайд 13

Визуальные опоры художественных методов: классицизм и барокко

Визуальные опоры художественных методов: классицизм и барокко
Имя файла: Лекция-1-2-ИРЛК.-Презентация-Microsoft-Office-PowerPoint.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0