Слайд 2Основная литература
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.
![Основная литература Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-1.jpg)
2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Слайд 3Дополнительная литература
Хрестоматия по этнологии: учебное пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов
![Дополнительная литература Хрестоматия по этнологии: учебное пособие для аудиторной и внеаудиторной работы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-2.jpg)
/ сост. И.П. Селезнева : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Слайд 4Образец билета
Становление этнологии как науки. Предмет и методы этнологии. Связь этнологии с
![Образец билета Становление этнологии как науки. Предмет и методы этнологии. Связь этнологии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-3.jpg)
другими науками.
Народы Сибири. Культурно-хозяйственный тип охотников-оленеводов тайги и тундры (эвенки, чукчи, ненцы).
Развернутая характеристика специального термина («расовая сегрегация»).
Слайд 5ЭТНОЛОГИЯ
изучение и освоение теории этноса, этногенеза и этнической истории, этнической картины мира,
![ЭТНОЛОГИЯ изучение и освоение теории этноса, этногенеза и этнической истории, этнической картины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-4.jpg)
особенностей межэтнической коммуникации
А.П. Садохин
Слайд 6Разделы этнологии
Этническая антропология
Этническая социология
Этническая психология
Экономическая этнология
Этнодемография
Этническая география
Этнопедагогика
![Разделы этнологии Этническая антропология Этническая социология Этническая психология Экономическая этнология Этнодемография Этническая география Этнопедагогика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-5.jpg)
Слайд 7Становление этнологии как науки
Древний мир
(Месопотамия, Египет, Персия)
Этнографические знания о «близких и
![Становление этнологии как науки Древний мир (Месопотамия, Египет, Персия) Этнографические знания о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-6.jpg)
дальних народах»: мифы, легенды, графические изображения, письменные памятники.
Слайд 8Становление этнологии как науки
Древняя Греция и Древний Рим
Систематизация полученных знаний и этнографическое
![Становление этнологии как науки Древняя Греция и Древний Рим Систематизация полученных знаний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-7.jpg)
описание.
Этноцентризм - деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие («варвары»), эталоном являлась культура собственного народа.
Слайд 9Становление этнологии как науки
Раннее Средневековье
Интерес к этнографическим знаниям в Западной Европе падает.
![Становление этнологии как науки Раннее Средневековье Интерес к этнографическим знаниям в Западной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-8.jpg)
Ведущими центрами накопления и хранения этнографических знаний становятся Византия, Китай и Арабский Восток.
Слайд 10Становление этнологии как науки
Позднее Средневековье
Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географические
![Становление этнологии как науки Позднее Средневековье Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-9.jpg)
открытия позволили западноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.
Слайд 11Становление этнологии как науки
Эпоха Просвещения
Теория географического детерминизма - человек, народы и культуры
![Становление этнологии как науки Эпоха Просвещения Теория географического детерминизма - человек, народы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-10.jpg)
рассматриваются как продукты окружающей природной среды («благородный дикарь», живущий по природным законам, из которого путем эволюции образовался современный «цивилизованный человек», живущий по законам социума).
Слайд 12Становление этнологии как науки
Современность: середина XIX века
Теория поступательного развития отдельных народов и
![Становление этнологии как науки Современность: середина XIX века Теория поступательного развития отдельных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-11.jpg)
их культур.
Вызвана необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.
Слайд 13Становление этнологии как науки
Термин «этнология» в качестве наименования науки о народах и
![Становление этнологии как науки Термин «этнология» в качестве наименования науки о народах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-12.jpg)
культурах предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.
Слайд 14Становление этнологии как науки
Современность: ХХ век
Глобальная территориальная экспансия европейцев, в ходе которой
![Становление этнологии как науки Современность: ХХ век Глобальная территориальная экспансия европейцев, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-13.jpg)
они столкнулись с народами и культурами, непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран потребовала этнологических знаний о покоренных народах.
Слайд 15Становление этнологии как науки
Современность: XXI век
Актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами
![Становление этнологии как науки Современность: XXI век Актуальность этнологических исследований определяется не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-14.jpg)
ученых, а требованиями реальной политики: вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты.
Слайд 16Предмет этнологии
Отсталые народы
Примитивные народы
Первобытные народы
Неокультуренные народы
Автохтонные (аборигенные) народы
Индигенные народы и народности
![Предмет этнологии Отсталые народы Примитивные народы Первобытные народы Неокультуренные народы Автохтонные (аборигенные)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-15.jpg)
Слайд 17Отсталые народы
народы, не создавшие собственной государственности; ведущие племенной или общинный образ жизни
![Отсталые народы народы, не создавшие собственной государственности; ведущие племенной или общинный образ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-16.jpg)
и не имеющие письменно зафиксированной истории.
Слайд 18Примитивные народы
«живые предки», заслуживающие изучения со стороны «цивилизованных» народов.
«Примитивные» народы (от
![Примитивные народы «живые предки», заслуживающие изучения со стороны «цивилизованных» народов. «Примитивные» народы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-17.jpg)
лат. primitivus - первый, самый ранний) - «культурно отсталые народы», не создавшие своей цивилизации.
Слайд 19Первобытные народы
народы, не способные, в отличие от «культурных народов», к интенсивному покорению
![Первобытные народы народы, не способные, в отличие от «культурных народов», к интенсивному](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-18.jpg)
природы («приспосабливающиеся к ней»), беспомощные перед окружающим миром; не имеющие письменно зафиксированного прошлого.
Слайд 20Неокультуренные народы
народы, находящиеся на низшей ступени развития человечества; использующие для добычи пищи
![Неокультуренные народы народы, находящиеся на низшей ступени развития человечества; использующие для добычи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-19.jpg)
и обустройства жизни самые простые орудия труда и обладающие примитивными знаниями об окружающем их мире.
Слайд 21Автохтонные
(аборигенные) народы
Автохтонный – местный, коренной по происхождению. В Древней Греции этим
![Автохтонные (аборигенные) народы Автохтонный – местный, коренной по происхождению. В Древней Греции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-20.jpg)
словом обозначали первопоселенцев страны или ее древнейшее население. В латинском языке синонимом слова «автохтон» является слово «абориген» - коренной обитатель данной страны; издавна живущий в данной местности.
Слайд 22Коренные народы и народности
народы и народности, которые обитали на определенных землях до
![Коренные народы и народности народы и народности, которые обитали на определенных землях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-21.jpg)
прихода туда переселенцев из других мест.
Слайд 23Индигенные народы и народности
живущие в современных государствах наследники более раннего населения занимаемых
![Индигенные народы и народности живущие в современных государствах наследники более раннего населения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-22.jpg)
ими ныне территорий, приверженные традиционному образу жизни.
Слайд 24Методы этнологии
Изучение письменных источников
Устные предания
Археологические материалы
Сравнительное языкознание
Статистические методы
Полевые исследования
![Методы этнологии Изучение письменных источников Устные предания Археологические материалы Сравнительное языкознание Статистические методы Полевые исследования](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-23.jpg)
Слайд 25Полевые исследования
длительное пребывание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду.
Срок стационарной
![Полевые исследования длительное пребывание и вживание исследователя в изучаемую этническую среду. Срок](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-24.jpg)
работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный.
Два-три месяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.
Слайд 26Смежные дисциплины
Антропология
Социология
Культурология
Этнография
Психология
![Смежные дисциплины Антропология Социология Культурология Этнография Психология](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179761/slide-25.jpg)