Литературно-художественная критика России XVIII века (докарамзинская эпоха)

Содержание

Слайд 2

Две противоположные тенденции: уверенность в…

абсолютной объективности критики

абсолютной субъективности критики

В произведении задана четкая

Две противоположные тенденции: уверенность в… абсолютной объективности критики абсолютной субъективности критики В
и незыблемая программа понимания художественного смысла

Исторический, групповой, личностный, возрастной, психологический и пр. субъективизмы

основаны на…

В реальности…

Слайд 3

Главная интерпретационная установка - ИСТОРИЗМ

Главная оценочная установка – значение произведения для человечества.

Сравнительно-исторический

Главная интерпретационная установка - ИСТОРИЗМ Главная оценочная установка – значение произведения для
подход: Александр Веселовский

Биографический подход: Шарль де Сент-Бёв, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум

Творческо-генетический подход: Николай Пиксанов

Структурный анализ: Ролан Барт, Жерар Женетт

Семиотический анализ: Ролан Барт, Юрий Лотман

Ценностные критерии исторически подвижны!

Рембрандт, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет

Слайд 4

Максим Грек (1470-1556)

Пр. Аввакум
(1620-1682)

Симеон Полоцкий(1629-1680)

Феофан Прокопович
(1681-1736)

Андрей Курбский
(1528-1583)

Элементы литературной критики
в

Максим Грек (1470-1556) Пр. Аввакум (1620-1682) Симеон Полоцкий(1629-1680) Феофан Прокопович (1681-1736) Андрей
русской литературе XV – XVIII в.

Антиох Кантемир
(1708-1744)

Нил Сорский (1433-1508)

Слайд 6

Гром, молнии и вечны льдины, Моря и озера шумят, Везувий мещет из средины В подсолнечну

Гром, молнии и вечны льдины, Моря и озера шумят, Везувий мещет из
горящий ад.
Сумароков.
Вздорные оды

Цыганосов когда с кастильских вод проспится, —
Он буйно лжет на всех, ему кто ни приснится;
Не мало изблевал клевет и на меня,
Безчестя без причин и всячески браня.
Тредиаковский

В небесной красоте (не твоего лишь зыка, Нелепостей где тьма) российского языка. Когда, по-твоему, сова и скот уж я, То сам ты нетопырь и подлинно свинья!
Тредиаковский

1743–1744

Литературная война

Слайд 7

Введение термина:
У нас еще критики нигде не бывало на сочинения худых стихотворцев

Введение термина: У нас еще критики нигде не бывало на сочинения худых

(Письмо, в котором …, 1750)

не скрывает ли автор своих источников

в какой мере писатель соблюдает грамматические и стилистические правила языка

в какой мере философски состоятельна позиция писателя

Тредиаковский:
Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол (1750)
Сумароков:
Ода Всемилостивейшей государыне императрице Елизавете Петровне (1743)
«Хорев» (1748)
«Тресотиниус» (1750)

Ставит перед критиком задачи определить:

В.К. Тредиаковский (1703-1769)

Слайд 8

А.П. Сумароков (1717-1777)

Критика языковая
О правописании
Критика на оду
К типографским наборщикам

Критика вкусовая

Критика идеологическая
О «Наказе»

А.П. Сумароков (1717-1777) Критика языковая О правописании Критика на оду К типографским
Екатерины II

Критика литературная
К несмысленным рифмотворцам
Некоторые строфы двух авторов
Мнения во сновидении о французских трагедиях

Критика приносит пользу и вред отвращает, потребна она ради пользы народа. Вредно то, что портит одного человека, а что портит целое сообщество, оное требует лучшего разбора и точнейшей критики.
О критике (1787)

Критика художественная
Слово на открытии
Академии художеств

В.Т. О мозаике // Июнь.

Он же был и первым русским критиком, ибо первым, так или сяк, выражал печатно свои понятия об искусстве и литературе.
В.Г. Белинский.
Речь о критике (1842)

Слайд 9

М.В. Ломоносов (1711-1765)

Критика = полемика
Программа устройства Московского университета (1754)
Рассуждение об обязанностях журналистов

М.В. Ломоносов (1711-1765) Критика = полемика Программа устройства Московского университета (1754) Рассуждение
(1755)

Критика литературная
«О нынешнем состоянии словесных наук в России» (1756)
Разговор с Анакреонтом
(1756–1761)
Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758)

Критика художественная
Письмо о пользе стекла (1752)
Надписи к статуе Петра Великого (1743–1747)
Слово благодарственное Ее императорскому величеству на освящение Академии художеств (1764)

Слайд 10

Н.И. Новиков (1744-1818)

317 авторов

Доброжелательная критика
Чистота слога и стихотворства
Характеристика содержательности
Соответствие содержательности слогу произведения

Н.И. Новиков (1744-1818) 317 авторов Доброжелательная критика Чистота слога и стихотворства Характеристика
Впечатления, производимые слогом

У русской литературы есть своя история
(54 автора – до XVIII в.)

Сильный социальный разброс
(50 авторов из знати)

Критика грамматическая и стилевая, умеренная, с правом свободного выражения мнения.
Зачатки
художественной критики:
осуждение льстивых портретистов
- разработка тем жанровых картин
- призывы написать стихотворные подписи
к портретам писателей

Слайд 11

И.А. Крылов (1769-1844)

- Требование от писателей соответствия русской жизни
- При анализе произведения

И.А. Крылов (1769-1844) - Требование от писателей соответствия русской жизни - При
принцип национальности
Образцы театральной критики
Разделение понятий «критика» и «сатира»

Слайд 12

Рецензирование книжных новинок

аннотирование=пересказ (Херасков, «Россиада»)

Оценка текста + отрывок (Гете,
«Страдания юного Вертера»)

Рецензирование книжных новинок аннотирование=пересказ (Херасков, «Россиада») Оценка текста + отрывок (Гете, «Страдания юного Вертера»)
Имя файла: Литературно-художественная-критика-России-XVIII-века-(докарамзинская-эпоха).pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0