Магический реализм Рэя Брэдбери в повести «Канун всех святых» («The Halloween Tree»)

Содержание

Слайд 2

Рэймонд Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат

Рэймонд Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат
Иллинойс. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день.
Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники».

Слайд 3

Рэя часто называют одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра.

Рэя часто называют одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра.
Фактически же Брэдбери фантастом не является, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе; истинно фантастических же произведений у него лишь малая доля. Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы: яркие метафоричные зарисовки, не лишенные определенного психологизма, сводящиеся часто к драматическому финалу, а порой и обрывающиеся в самый напряжённый момент.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью он объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, его мечты. Способность человека чувствовать и сопереживать писатель признаёт главным качеством.

Слайд 4

Магический реализм — это художественный метод, в котором магические — это художественный метод, в

Магический реализм — это художественный метод, в котором магические — это художественный
котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.
В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность.

Слайд 5

Основные элементы магического реализма

Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не

Основные элементы магического реализма Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда
объясняются.
Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
Многочисленные детали сенсорного восприятия, часто используются символы и образы.
Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
Содержатся элементы фольклора и/или легенд
События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Слайд 6

«Канун всех святых», 1972

Написанная в форме сказки повесть является своеобразным литературным экспериментом, построенном

«Канун всех святых», 1972 Написанная в форме сказки повесть является своеобразным литературным
на волнующих Брэдбери темах. Сюжет — путешествие во времени восьмерых мальчишек в компании Смерти — лишь служит поводом для детального анализа вопросов противостояния добра и зла, жизни и смерти, обзора едва ли не всех основных религий и верований, традиций и мифов.

Слайд 7

«..страх можно собрать и отложить, и в конце концов отвести ему один-единственный

«..страх можно собрать и отложить, и в конце концов отвести ему один-единственный
день в году, когда вы можете призадуматься о ночи и утренней заре, о весне, об осени, о том, что значит родиться и что значит умереть.»

Канун дня всех святых – это удивительный праздник. Он сочетает в себе множество традиций и корнями уходит в далекое прошлое. Всё смешивается в нём — ночь и день, зима и лето, жизнь и смерть, время сева и время жатвы. Ведь если призадуматься, своеобразный Хэллоуин происходит каждый вечер, когда ночь поглощает день, а темнота убивает солнце. А что будет с нами, если солнце погаснет навеки? Именно такие мысли мучили древнего человека, когда долгими зимними ночами он видел во снах умерших предков. Тогда он разжигал большой яркий огонь (символ солнца) и благодарил богов за богатый урожай. В Древнем Египте поминали Осириса, который каждую ночь умирал от руки своего брата, Мрака. Кельтский Самайн — праздник окончания лета и сборки урожая, знаменующий начало нового года. День Мертвых в Мексике, который скорее похож на веселое празднество, нежели на день поминовения, с кладбищами, усеянными огоньками свечей и сахарными черепками. День Всех Святых - это не просто веселый маскарад. За каждым атрибутом, за каждым ритуалом кроется глубокий смысл, прячется древнейший из страхов – страх смерти.

Слайд 9

Это и предстоит познать юным героям повести, которые отправляются в грандиозное путешествие во времени вместе с хозяином

Это и предстоит познать юным героям повести, которые отправляются в грандиозное путешествие
праздничного дерева Мистером Смерчем (англ. Moundshroud) , чтобы спасти своего друга. Мистер Смерч — колоритный персонаж, управляющий временем, и хотя поначалу прикидывается ворчливым стариком, на самом деле он только рад путешествию. Он с явным удовольствием задает загадки и проверяет смелость друзей; впрочем, больше всего, как и положено, мистер Смерч любит выгодные сделки – ведь в обмен на жизнь товарища он забирает у мальчишек по одному году их собственной жизни.
Особого внимания заслуживает и Дерево всех святых, которое является метафорой, символом, исторически объединяющим все традиции праздника.
«Такого дерева вы не видели никогда в жизни. Оно достигает вершиной небес, и растут на нем тыквы всех форм, размеров и цветов – но тыквы не простые. На каждой из них вырезано лицо, и ни одно из них не похоже на другое. Тысячи этих тыкв соответствуют людям, которые много лет жили на земле. В каждой тыкве светится душа какого-то человека.»

Слайд 11

В «Кануне всех святых» присутствуют почти все основные элементы магического реализма, уже

В «Кануне всех святых» присутствуют почти все основные элементы магического реализма, уже
упомянутые нами ранее.
Присутствие фантастических элементов неоспоримо, однако Брэдбери не стремится их объяснить, полагаясь на чувственное восприятие читателя. Главные герои – дети – разумеется, не оспаривают логику магических элементов, т.к. детское мышление не выделяет чудеса во что-то невероятное. Путешествия во времени и пространстве, элементы фольклора, а также открытый финал произведения - всё это позволяет нам сделать вывод о несомненной принадлежности данного произведения к жанру магического реализма.

Слайд 12

«— Неужели никогда мы не перестанем бояться ночи, бояться смерти? — Когда ты достигнешь звезд,

«— Неужели никогда мы не перестанем бояться ночи, бояться смерти? — Когда
мальчуган, да, и станешь жить там вечно, все страхи отпустят тебя и сама Смерть истребится.»

Слайд 13

Говоря о любом произведении зарубежной литературы, нельзя не учитывать тот факт, что

Говоря о любом произведении зарубежной литературы, нельзя не учитывать тот факт, что
практически ни один перевод не способен передать неповторимые особенности владения языком как живой структурой какого-либо конкретного автора.
Рэй Брэдбери обладает поистине исключительным и только ему присущим талантом создавать атмосферу. Там, в прозрачной дымке осеннего воздуха, в водовороте багряных листьев крутится особая жизнь, сплетаясь в искусный узор, словно паутинка. Там, в прохладной ночной тиши, в каждом темном уголке, в вековой пыли притаилась особая смерть, что сродни скорее притягательной магии, нежели ужасу.
Мир, который он дарит, то окутывает зыбким теплом, то заставляет вздрагивать. Но как бы там ни было, он полон волшебства.
А что останется от волшебства в сухом подстрочном изложении? Краткий историко-географический экскурс, перечень расхожих символов смерти и незамысловатый сюжет. Писатель создал историю про Питера Пэна-наоборот, где вместо страны вечного детства — страна вечного конца и вечного возрождения. Даже когда мы взрослеем, наши страхи и радости всегда идут рука об руку. Книга об этом. Точнее, и об этом тоже. Остальное кроется в том потрясающем языке, на котором Брэдбери её написал.

Слайд 14

Картина Рэя Брэдбери «The Halloween Tree», созданная в 1960 году, опередила повесть

Картина Рэя Брэдбери «The Halloween Tree», созданная в 1960 году, опередила повесть на 12 лет
на 12 лет

Слайд 15

Вместо заключения

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком

Вместо заключения Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским
Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:
«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»
«Никогда не подвергай сомнению чудеса, когда они происходят», - говорит нам Рэй Брэдбери. Каждый из нас живёт в удивительном и несомненно волшебном мире. Вопрос только в том, чтобы разглядеть это волшебство; а подтолкнуть к нему могут даже самые простые вещи – тёплый тыквенный запах, разноцветные шуршащие листья или рассказ о восьмерых ребятах, которые взглянули в лицо собственным страхам.
Имя файла: Магический-реализм-Рэя-Брэдбери-в-повести-«Канун-всех-святых»-(«The-Halloween-Tree»).pptx
Количество просмотров: 237
Количество скачиваний: 0