Маленькие трагедии

Содержание

Слайд 2

В 1826 году Пушкин томился после южной ссылки в Михайловском, в напряженном

В 1826 году Пушкин томился после южной ссылки в Михайловском, в напряженном
ожидании разрешения своей судьбы, когда пришла трагическая весть о смерти давней возлюбленной поэта Амалии Ризнич.
Еще большее впечатление произвело на поэта известие о казни пятерых декабристов, духовно близких ему людей

Идея противостояния человека и мира, личности и общества, стремление утвердить свое представление о предназначении человека, пусть даже ценой преступления, и безжалостная месть реального мира за нарушение установленного порядка предопределили замысел «маленьких трагедий».

Слайд 3

Пушкин реализовал замысел “Маленьких трагедий" осенью 1830 г. в Болдино.
Среди источников вдохновения - и

Пушкин реализовал замысел “Маленьких трагедий" осенью 1830 г. в Болдино. Среди источников
литературный, и исторический, и мифологический материал, и контекст живой культуры 1820-х гг.
"Скупой рыцарь" опирается на богатейшую литературную традицию изображения скупости, восходящую к Плавту (III-II в. до н. э.) и получившую свое классическое выражение в "Скупом" Мольера ("L'avare", 1668).

Непосредственными источниками "Каменного гостя" послужили комедия Мольера "Дон Жуан" ("Don Juan, ou le Festin de Pierre", 1665) и опера Моцарта "Дон Жуан" ("Don Juan", 1787)
Сюжет "Моцарта и Сальери" был почерпнут Пушкиным не столько из печатных источников, сколько из устного общения: слухи о том, что Сальери признался в отравлении Моцарта, возникшие после попытки самоубийства Сальери в 1823 г., с новой силой вспыхнули сразу после его смерти (1825).
"Пир во время чумы" является перевoдoм (порой очень точным) фрагмента "Города чумы" Вильсона.

Слайд 4

Моцарт и Сальери

В трагедии сталкиваются антагонисты.
Для Сальери Моцарт – враг, для

Моцарт и Сальери В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт – враг,
Моцарта Сальери – друг.
Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?

…Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь, я знаю, я.

Одаренность Моцарта — "от Бога", феноменальна, ему все дается легко.
Слава Сальери добыта неустанным трудом. Музыка для него – ремесло.
Что гнетет сердце Сальери?

Слайд 5

Моцарт и Сальери

«Гений и злодейство – две вещи несовместные…»
Сначала эти слова произносит

Моцарт и Сальери «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» Сначала эти
Моцарт, а потом, в финале, Сальери.
В этих словах главная мысль произведения. Бросив яд в бокал Моцарта Сальери вынужден признать, что он – не гений!

Слайд 6

А вспомните пламенные строки Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы!
Мой друг!

А вспомните пламенные строки Пушкина: Пока свободою горим, Пока сердца для чести
Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Между судьбами Моцарта и Пушкина много общего:
Оба рано начали писать, добились грандиозных успехов в разных жанрах музыки и литературы
Оба прошли тернистый путь: испытали периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе.
Короткой была их жизнь. Моцарт прожил 36 лет, Пушкин – 37.
За небольшой период времени создали огромное количество шедевров, обоим присуще обострённое чувство собственного достоинства.

Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе».

Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.
Пушкин пишет о человеке, судьба которого – это как бы его судьба.
«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе.

Слайд 7

Скупой рыцарь

В центре сюжета — конфликт двух героев, отца (Барона) и сына (Альбера).

Скупой рыцарь В центре сюжета — конфликт двух героев, отца (Барона) и
Оба принадлежат к французскому рыцарству, но к разным  эпохам его истории.

Оба действуют как бы по-рыцарски: сын не соглашается тайно отравить отца, но уже не брезгует убить его на поединке, который останавливает лишь вмешательство Герцога.

Слайд 8

Скупой рыцарь

…Ужасный век, ужасные сердца!

Барон  готов унижаться и лгать, лишь бы не

Скупой рыцарь …Ужасный век, ужасные сердца! Барон готов унижаться и лгать, лишь
оплачивать расходы сына.
Ради накопления денег он терпит лишения, но золото, ради которого побеждены страсти, само становится страстью и побеждает «рыцаря»

 И финальное восклицание Герцога над телом внезапно умирающего Барона в равной мере относится к обоим героям

Слайд 9

 И в этом сюжете есть параллель с личной жизнью Пушкина: общеизвестная скупость

И в этом сюжете есть параллель с личной жизнью Пушкина: общеизвестная скупость
отца поэта и финансовые затруднения накануне женитьбы наложили свой отпечаток на психологию героев «Скупого рыцаря»

Слайд 10

Опыт собственного сердца Пушкин передал и Гуану, и Командору.

Каменный гость

Сложные взаимоотношения

Опыт собственного сердца Пушкин передал и Гуану, и Командору. Каменный гость Сложные
поэта с невестой, его неоднократное сватовство придают дополнительный смысл «Каменному гостю»

Слайд 11

В споре Священника с Вальсингамом слышен отголосок поэтического диалога Пушкина с митрополитом

В споре Священника с Вальсингамом слышен отголосок поэтического диалога Пушкина с митрополитом
Филаретом о смысле жизни.

Пир во время чумы

Но автобиографические подробности важны здесь не сами по себе: вводя их в свои трагедии, Пушкин признает свою личную причастность тому европейскому наследию, которое к началу ХIХ в. стало и русским.

Слайд 12

Поставив героев в пограничную ситуацию выбора ими жизненного пути, Пушкин проникает в самые

Поставив героев в пограничную ситуацию выбора ими жизненного пути, Пушкин проникает в
глубины человеческой психологии, заставляет нас задуматься о наших поступках, о том зачем и как мы живем.
Поэтому «Маленькие трагедии» будут вызывать неизменный интерес еще многих поколений читателей.
Имя файла: Маленькие-трагедии.pptx
Количество просмотров: 133
Количество скачиваний: 0