Марина Цветаева.Жизнь и творчество поэтаАвтор:Ученица 11 класса МОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края

Содержание

Слайд 2

«Если душа родилась крылатой…»

«Если душа родилась крылатой…»

Слайд 3

Начало жизненного пути Марины

Родилась в Москве 26 сентября 1892 г.
Она жила в

Начало жизненного пути Марины Родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Она
тихой подмосковной Тарусе. Так же была за границей.
Училась довольно бессистемно: в музыкальной школе, в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах (7 классов). Прослушала в Сорбонне во Франции курс истории старофранцузской литературы.
С 6 лет – начала писать, с 16 – печататься, в 18 – выпустила большой сборник – «Вечерний альбом».
Её семья – трудовая научно-художественная интеллигенция.

Слайд 4

Отец поэта Иван Владимирович Цветаев

Отец её – сын бедного сельского попа.
Только своими

Отец поэта Иван Владимирович Цветаев Отец её – сын бедного сельского попа.
трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.
Умер, когда Марине был 21 год.

Слайд 5

Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн

Мать Марины была из польско-немецкой семьи.
Натура художественно

Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн Мать Марины была из польско-немецкой семьи.
одаренная, музыкантша.
Скончалась рано, но сильно повлияла на свою дочь: «Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех.»

Слайд 6

Бракосочетание с Сергеем Эфроном

С. Эфрон был другом детства Марины.
Честный и справедливый человек.
Был

Бракосочетание с Сергеем Эфроном С. Эфрон был другом детства Марины. Честный и
белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля.
Стал пражским студентом.

Слайд 7

Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по

Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
1922 год

Слайд 8

Дача в Тарусе

Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн

Дача в Тарусе Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна
и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.

Слайд 10

Литературные интересы Марины в юности

Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына

Литературные интересы Марины в юности Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его
– «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях.
Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков.
В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи:
Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам!
Ну как же я тебя оставлю,
Ну как же я тебя предам?..

Слайд 11

Основные черты характера Марины

Всегда оставалась сама по себе и была против всех.
Характер

Основные черты характера Марины Всегда оставалась сама по себе и была против
ее был трудный, неуступчивый, неровный: восторженная «барышня», своевольная «бунтарка».
Любила жизнь.
Хорошо знала себе цену. Была горда собой.
По литературному поводу говорила: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».

Слайд 12

Впечатления от первых стихов Цветаевой

Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно

Впечатления от первых стихов Цветаевой Её стихи, основанные на реальных фактах, от
пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью.
Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…»
Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…»
Восторженное послание М. Волошина:
К Вам душа так радостно влекома…
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!..

Слайд 13

Поэзия Цветаевой

Поэзия была монументальной, трагической, мужественной.
Писала только о самом дорогом и многозначительном

Поэзия Цветаевой Поэзия была монументальной, трагической, мужественной. Писала только о самом дорогом
– о любви и искусстве, о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте…
Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.
Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.
Марина выделяла в своем зрелом творчестве ненависть к «бархатной сырости» и полости.
Удивительная энергия поэтического выражения тем.

Слайд 14

Отношение Цветаевой к Октябрьской революции

Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка, но

Отношение Цветаевой к Октябрьской революции Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка,
революцию она не поняла и не приняла.
Она ее никак не ощутила, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил».
На «вечере поэтесс» Цветаева шокировала своим видом: была в напоминающем подрясник платье, в валенках, с солдатским ремнем, с полевой офицерской сумкой на боку… Но с настоящим голосом поэта, читавшего страшно фрондерские стихи.

Слайд 15

Белая эмиграция

В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать за

Белая эмиграция В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать
границу – к мужу.
Берлин, 3 года в Праге, 1925г.- Париж.
Жизнь была трудная, зарабатывала Цветаева на своем творчестве.
Поначалу белая эмиграция приняла Марину, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре всё изменилось.
Цветаева не стала печатать «русскую Вандею», убедившись в том, что в этой книге нет ни человеческой, ни исторической правды.
«Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу».

Слайд 16

Дочери Ариадна и Ирина

Дочери Ариадна и Ирина

Слайд 17

«Мой читатель, несомненно, в России...»

В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги: «Царь-Девица»,

«Мой читатель, несомненно, в России...» В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги:
«Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». В 1924 г.- «Молодец». Потом перерыв до 1928 г.
Цветаева много пишет, но написанное не попадает в печать.
«В 1922 г. Уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят…»
С влиятельными литературными кругами была в натянутых отношениях: «Они не Русь любят, а помещичьего «гуся»- и девок».
Одиночество. «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет). «…Но…до последней строки буду писать, что слабых стихов не дам».
Она сохранила, несмотря на сложности, свою личность: «Быть человеком важнее, потому что нужнее…»

Слайд 18

Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине

Эта революция внесла в

Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине Эта революция внесла
мир что-то новое.
Цветаева хорошо видела в нарядной Европе мир нищеты и бесправия. В этой настоящей жизни людей труда есть и поэзия.
Чаще стала писать сатирические произведения(«Хвала богатым»).
«Родина…непреложность памяти и крови…» Ей было интересно, что там творится. Она думает о новой родине, о Советском Союзе, его жизни, культуре, поэзии, о «новоселах моей страны»

Слайд 19

Отношение Цветаевой к Маяковскому

Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что правда

Отношение Цветаевой к Маяковскому Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что
- здесь». И Цветаева за границей утверждала, что после чтения о России Маяковского, складывается мнение, «что сила – там».
После этих слов Марину изъяли из «Последних новостей»: «..она приветствует новую Россию»...
Цветаева считала Маяковского как «первого нового человека нового мира», «первого в мире поэта масс», «первого бойца» за новый мир.
Он заставлял нас думать на век вперед.
После смерти поэта Цветаева посвятила ему цикл своих стихов.

Слайд 20

Последние дни в эмиграции

Русь для нее – достояние предков, Россия – горестное

Последние дни в эмиграции Русь для нее – достояние предков, Россия –
воспоминание «отцов», потерявших свою родину, а СССР – это новая родина для «детей».
Цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии – это последнее, что написала Цветаева в эмиграции.
Важное значение для понимания её поэзии заключается в цикле «Стихов к сыну».

Слайд 21

За границей. Ариадна и Георгий

За границей. Ариадна и Георгий

Слайд 22

Поэтическое развитие Цветаевой

Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая

Поэтическое развитие Цветаевой Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и
его.
Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит.
А также – человеческий характер:
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня...

Слайд 23

Мастер русского стиха

Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и

Мастер русского стиха Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма
становится мастером русского стиха.
Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта.
Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др.
Использует романтическую игру слов, острый диалог:
- Посторонитесь! Обожжете кудри!
- Не беспокойтесь! Я сама – огонь.
В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом:
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.

Слайд 24

Главные образы

С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы,

Главные образы С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской
её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность.
Россия – дух бунтарства, своеволия.
Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»:
Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла – нипочем!)
Но в дальнейшем женское лицо – лирический образ автора.

Слайд 25

Черты стихотворного стиля Цветаевой

Резкая экспрессия стихотворной речи
Молниеносные темпы.
Легкая игра со словом.
Затаенная страсть

Черты стихотворного стиля Цветаевой Резкая экспрессия стихотворной речи Молниеносные темпы. Легкая игра
и энергия.
Скупость стихотворной речи, её афористичность.
В стихотворении только всё самое необходимое.
Возникновение неукротимого женского характера.

Слайд 26

Перелом в творчестве

В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой

Перелом в творчестве В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на
стиль».
Лирические формы переходят в
Лирико- поэмы стихотворные
эпические трагедии
Конструкции
Главная форма речи – монолог двух персонажей.
Стих отвердевает.
Обиходное слово обретает высокое звучание.
Цветаева прибегает к Библии и к античности.

Слайд 27

Последние дни жизни поэта

В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и вернулась

Последние дни жизни поэта В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и
на родину.
«Зола эмиграции… я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла».
В России уже не была желанным гостем.
Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.
В Москве занялась переводами.
Война. Эвакуация забросила в Чистополь, далее в Елабугу.
Наступил «одиночества верховный час».
Потерявшая волю, Марина 31августа 1941г. покончила с собой.

Слайд 28

Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева

Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева
Имя файла: Марина-Цветаева.Жизнь-и-творчество-поэтаАвтор:Ученица-11-класса-МОУ-«Высотинская-сош»-Сухобузимского-района-Красноярского-края.pptx
Количество просмотров: 157
Количество скачиваний: 0