Мелодекламация - соединение выразительного произнесения текста и музыки

Слайд 2

(от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. 
М. находила применение уже в антич. драме, а также в "школьной драме" ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из "Фиделио", сцена В Волчьем ущелье из "Вольного стрелка"), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте). С кон. 18 в. Под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра.

(от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация) -

Слайд 3

Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу ("Весеннее торжество", для чтеца с орк., 1777, "Тамира", 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт ("Прощание с Землёй" - "Abschied von der Erde", 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист ("Ленора", 1858, "Печальный монах" - "Der traurige Mцnch", 1860, "Слепой певец" - "Der blindeSдnger", 1875), Р. Штраус ("Енох Арден", op. 38, 1897), M. Шиллингс ("Песнь ведьм" - "Hexenlied", op. 15, 1904) и др.

Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных

Слайд 4

  В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. - Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский(стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории "Путь Октября" (1927), в сказкедля чтеца и симф. оркестра "Петя и Волк" Прокофьева (1936).

В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19

Слайд 5

  В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации("Прециоза" Вебера, 1821, музыка Мийо к "Орестейе", 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в к-рой спомощью особых знаков ( вместо , вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса("Дети короля" - "Die Kцnigskinder" Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга "связанная мелодрама" принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang ("Лунный Пьеро" - "Pierrot Lunaire", 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указываетсяприблизительно ("Ода Наполеону" Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).

В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных