Методические рекомендации по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами

Содержание

Слайд 2

Блоки Дьенеша –
универсальная развивающая игра
абстрактно – дидактическое средство

Логические блоки Дьенеша
представляют

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра абстрактно – дидактическое средство Логические блоки
собой набор
из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Слайд 3

Размером,
Толщиной,
Формой,
Цветом.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

Размером, Толщиной, Формой, Цветом. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

Слайд 4

Игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать

Игры с логическими блоками позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной
пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами
(сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование,
кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,
обобщать объекты по их свойствам,
объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию,
способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Слайд 5

Все игры и игровые упражнения
можно разделить
на 4 группы с постепенным

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным
усложнением:

для развития умений выявлять и
абстрагировать свойства;
для развития умений сравнивать
предметы по их свойствам;
для развития действий
классификации и обобщения;
для развития способности
к логическим действиям и операциям.

Слайд 6

Использование игр в педагогическом процессе

Ознакомление детей с эталонами форм
Обучение действиям

Использование игр в педагогическом процессе Ознакомление детей с эталонами форм Обучение действиям
с эталонами
Развитие памяти, восприятия, внимания,
воображения
Развитие способности к логическим операциям
Программы: «Детство», «Развитие», «Радуга»,
«Школа 2100», «Истоки»,
«Воспитания и обучения в детском саду», М.А. Васильевой,
и др.
Опыт работы показывает, что блоки
можно использовать в работе с детьми начиная с 2 лет до 10, а так же в группах компенсирующего вида.

Слайд 7

Игры для самых маленьких

Игры для самых маленьких

Слайд 8

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
(1 младшая №2, 2 младшая)

На форму чемодана

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (1 младшая №2, 2 младшая) На форму
выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…
Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.

Слайд 9

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»
(Игры для детей 2 -

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» (Игры для детей 2 - 4
4 лет)

Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.
2 вариант
Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

Слайд 10

«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
(Игра для детей старшего возраста)

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать

«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ» (Игра для детей старшего возраста) Мы поможем ребенку научиться
(декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.
Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать ?

Слайд 11

«Крестики - нолики»
(Игра для детей 6 – 7 лет)

Одно из заданий

«Крестики - нолики» (Игра для детей 6 – 7 лет) Одно из
- «Постройка замка». Команды анализируют чертеж замка, подбирают необходимые кирпичики. Выигрывает та команда, у которой замок будет построен быстро и правильно!

Слайд 12

Игра: «РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
подготовительная группа

Игра научит:
разбивать множество по двум,
трем совместимым

Игра: «РАЗДЕЛИ БЛОКИ» подготовительная группа Игра научит: разбивать множество по двум, трем
свойствам,
Производить логические операции
«не», «и», «или».
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза. Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю все – толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери вместе.

Слайд 14

Дополнительный материал к ЛБД

Дополнительный материал к ЛБД

Слайд 15

Дополнительный материал к
палочкам Кюизенера

Дополнительный материал к палочкам Кюизенера
Имя файла: Методические-рекомендации-по-использованию-дидактических-игр-с-блоками-Дьенеша-и-логическими-фигурами.pptx
Количество просмотров: 177
Количество скачиваний: 0