Михаил Кузмин и немецкий киноэкспрессионизм: От Калигари до Нового Гуля

Содержание

Слайд 2

Экспрессионизм в широком смысле

Эдвард Мунк «Крик»
(1893-1910)

Здание De Bijenkorf
в Гааге

«Джонни Джонсон»
Бродвейская

Экспрессионизм в широком смысле Эдвард Мунк «Крик» (1893-1910) Здание De Bijenkorf в
постановка

Слайд 3

Немецкое экспрессионистское кино

Первое направление культуры отразившееся в кино
1906 – запрет на прокат

Немецкое экспрессионистское кино Первое направление культуры отразившееся в кино 1906 – запрет
иностранных фильмов в Германии
Увеличение количества производимых фильмов (с 24 в 1914 до 130 в 1918)
Относительная дешевизна - аскетизм
Международное признание
Экспериментальный киноязык – Германия выходит в авангард

Слайд 4

Самые известные представители

Самые известные представители

Слайд 5

Тематика

Шок последствий 1 мировой и вызванной ими изоляции и кризиса
Рефлексия, пост-травматический синдром
Вместо

Тематика Шок последствий 1 мировой и вызванной ими изоляции и кризиса Рефлексия,
традиционных приключенческих картин запада – «интеллектуальные темы» насилия, безумия, предательства, террора, сомнамбулизма, гипноза
Потеря связи с реальностью, взгляд в себя
Субъективное отражение реальности через измененное восприятие
Предчувствие катастрофы

Слайд 6

Особенности

Акцент на внутреннюю природу человека
Игра актеров (Конрад Фрейдт)
Гнетущее настроение
Грим
Шокирующий контент для публики

Особенности Акцент на внутреннюю природу человека Игра актеров (Конрад Фрейдт) Гнетущее настроение
1920-х
Экспрессионистские декорации

Слайд 7

Влияние

Влияние

Слайд 8

Кино как зеркало, новый тип мышления

Портал в другой мир, параллельную реальность
Коллективное сновидение
Реализм

Кино как зеркало, новый тип мышления Портал в другой мир, параллельную реальность
и одновременно уход от него
Логика кинематографического образа

Слайд 9

Литератор, композитор, кларист, символист, эмоционалист, старообрядец, католик, православный - поэтический миф Кузмина
Память

Литератор, композитор, кларист, символист, эмоционалист, старообрядец, католик, православный - поэтический миф Кузмина
предков
Автобиографические мотивы
переплетаются с фикцией
Сложность метафор
Эмоциональное восприятие
«Петербуржец в Уайлдовском плаще»
Невероятная ясность поэзии
Анахронизм

Слайд 10

Программная внепрограммность

«Сущность искусства — производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в

Программная внепрограммность «Сущность искусства — производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу
единственной, неповторимой форме единственного, неповторимого эмоционального восприятия.»
«Не существует ни прошедшего, ни будущего вне зависимости от нашего, всеми силами духа эмоционально воспринимаемого, священнейшего настоящего, на которое и направляется искусство.»
«Исходя из частного и неповторимого, искусство расширяется до общего всенародного и всемирного. Обратный путь немыслим»
- из «Декларации эмоцианализма» 1923 год.

Слайд 11

Экспрессионистское кино в России

Ограниченный прокат
Высокий интерес
Перемонтаж по идеологическим причинам (Эйзенштейн, Браться Васильевы)

Экспрессионистское кино в России Ограниченный прокат Высокий интерес Перемонтаж по идеологическим причинам
Случайная закупка
В 30-х заканчивается вовсе

Слайд 13

Кузмин как Зритель

Эмоциональное отражение реальности
Непосредственное, глубинное переживание
Отчуждение, изоляция, рефлексия
«Понять» означает «полюбить,

Кузмин как Зритель Эмоциональное отражение реальности Непосредственное, глубинное переживание Отчуждение, изоляция, рефлексия
ужаснуться» - Эмоциональность как основной вид искусства (1924)

Слайд 14

Доктора Мабузе, Игрок

Фриц Ланг, 1922

Доктора Мабузе, Игрок Фриц Ланг, 1922

Слайд 15

Новый Гуль – Кузмин узнает Рихтера

«Американец юный Гуль
Убит был доктором Мабузо:
Он так

Новый Гуль – Кузмин узнает Рихтера «Американец юный Гуль Убит был доктором
похож... Не потому ль
О нем заговорила муза?
Ведь я совсем и позабыл,
Каким он на экране был!
...
Все узнаю... вот он сидит
(Иль это Вы сидите?) в ложе.
Мабузо издали глядит...
Схватились за голову... Боже!
Влюбленность, встречи, казино...
Но выстрел предрешен давно»

Слайд 16

Переписывание истории

«Но так же пристально следит
За Вами взгляд, упрям и пылок.
Не бойтесь:

Переписывание истории «Но так же пристально следит За Вами взгляд, упрям и
он не повредит,
Не заболит у Вас затылок.
То караулит звездочет,
Каким путем звезда течет»

Слайд 17

Художественная обработка

Палимпсест – Рихтер/Гуль, Князев, Раков
Переплетение личного опыта и фикции
Фабула становится глубоко

Художественная обработка Палимпсест – Рихтер/Гуль, Князев, Раков Переплетение личного опыта и фикции
личной
Искажающее зеркало реальности

Слайд 18

Рокировка в Форели

Из аванложи вышел человек
Лет двадцати, с зелеными глазами;
Меня он принял

Рокировка в Форели Из аванложи вышел человек Лет двадцати, с зелеными глазами;
будто за другого,
Пожал мне руку и сказал: "Покурим"?

Слайд 19

Теодор и Конрад

Ко мне скорее, Теодор и Конрад!
Душа моя растерзана любовью,
И сам

Теодор и Конрад Ко мне скорее, Теодор и Конрад! Душа моя растерзана
себе кажусь я двойником,
Что по земле скитается напрасно,
Тоскуя о телесной оболочке.

Слайд 20

«…декорации «Калигари» насквозь эмоциональны, как и вся эта картина, и пронзают вашу

«…декорации «Калигари» насквозь эмоциональны, как и вся эта картина, и пронзают вашу душу остро и болезненно»
душу остро и болезненно»

Слайд 21

Реминисценция в «Форели»

Ну, где же ваш близнец?" - Сейчас, терпенье.
Он отворил в

Реминисценция в «Форели» Ну, где же ваш близнец?" - Сейчас, терпенье. Он
стене, с ужимкой, шкаф
И отскочил за дверцу. Там, на стуле,
На коленкоровом зеленом фоне
Оборванное спало существо
(Как молния мелькнуло - "Калигари!"):
Сквозь кожу зелень явственно сквозила,
Кривились губы горько и преступно,
Ко лбу прилипли русые колечки,
И билась вена на сухом виске

Слайд 22

Преодоление внутренней энтропии, поиск «бессмертия в себе» и эмоциональный шок идентификации

«Я понимаю,

Преодоление внутренней энтропии, поиск «бессмертия в себе» и эмоциональный шок идентификации «Я
что может быть предел, после которого уже не стыдно и не страшно никого и только живы примитивные и глубочайшие инстинкты»

Слайд 23

Грань между реальность и вымыслом стирается
Я мог бы!.. в комнате своей
Встаете

Грань между реальность и вымыслом стирается Я мог бы!.. в комнате своей
Вы. Луна ущербна.
Сомнамбулических очей
Недвижен взгляд. Утихло сердце —
Проспект, мосты, и сад, и снег —
Все мимо… Незаметно встречных…
Автоматический свой бег
Остановили… Дверь и свечи…

Слайд 24

Сны, смерть, ретроспекция и катастрофа

Непрошеные гости
Сошлись ко мне на чай,
Тут, хочешь иль

Сны, смерть, ретроспекция и катастрофа Непрошеные гости Сошлись ко мне на чай,
не хочешь,
С улыбкою встречай.
Глаза у них померкли
И пальцы словно воск,
И нищенски играет
По швам жидовский лоск.
Забытые названья,
Небывшие слова...
От темных разговоров
Тупеет голова...
Художник утонувший
Топочет каблучком,
За ним гусарский мальчик
С простреленным виском...

Слайд 25

Кузмин и Кино

Синергия
Прямое влияние – персонажи и ситуации
Перевод из разряда

Кузмин и Кино Синергия Прямое влияние – персонажи и ситуации Перевод из
фикции в разряд опыта
Преодоление смерти и одиночества
Имя файла: Михаил-Кузмин-и-немецкий-киноэкспрессионизм:-От-Калигари-до-Нового-Гуля.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 1