Молитва в контексте личностного саморазвития человека

Содержание

Слайд 2

План

1. Понятие личностного саморазвития.
2. Проблема психотехники саморазвития.
3. Молитва в личностном

План 1. Понятие личностного саморазвития. 2. Проблема психотехники саморазвития. 3. Молитва в личностном саморазвитии человека
саморазвитии человека

Слайд 3

Понятие саморазвития в психологии

Специфическая особенность и фундаментальная способность человека (В. И. Слободчиков)

Понятие саморазвития в психологии Специфическая особенность и фундаментальная способность человека (В. И.

Одна из высших человеческих потребностей (А. Маслоу)

Архетипическое стремление человека (К. Г. Юнг)

Слайд 4

П. Ф. Каптерев рассматривал понятие саморазвитие в двух значениях:
спонтанное развитие

П. Ф. Каптерев рассматривал понятие саморазвитие в двух значениях: спонтанное развитие человека
человека
самостоятельно организованное человеком развитие себя

Петр Федорович Каптерев
1849-1922

Слайд 5

Два подхода к трактовке саморазвития
Саморазвитие как результат творческой самодеятельности
Саморазвитие как активность человека,

Два подхода к трактовке саморазвития Саморазвитие как результат творческой самодеятельности Саморазвитие как
направленная на самоизменение

Слайд 6

Первый подход

«Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только

Первый подход «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не
обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется» [1986, с. 106].
«Есть только один путь <…> для создания большой личности: большая работа над большим творением» [там же].

Сергей Леонидович Рубинштейн
1889-1960

Слайд 7

Второй подход

Концепция самодвижения, в частности, «воплощается в теориях творческой эволюции, направляемой автономным,

Второй подход Концепция самодвижения, в частности, «воплощается в теориях творческой эволюции, направляемой
внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию»[1984, с. 247–248].

Лев Семенович
Выготский
1896-1934

Слайд 8

Феномен «внутренней позиции личности» В. С. Мухиной

Внутренняя позиция личности определяется «телесными

Феномен «внутренней позиции личности» В. С. Мухиной Внутренняя позиция личности определяется «телесными
самоощущениями, переживанием соединенности тела, психики и духа, а также присущим человеку чувством личности» [Мухина, 2007, с. 739].
Быть личностью – созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа.
Внутренняя позиция личности – позиция человека, включенного в творчество как деятельность

Слайд 9

Личностное саморазвитие

«Специфическая деятельность человека
по созданию качественно нового в своем сознании,

Личностное саморазвитие «Специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании,
отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая
в соответствии с жизненными задачами
и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [2007, с. 9].

Слайд 11

Мотивы саморазвития
Связанные
с другими людьми
подражание
потребность в любви и признании
стремление к независимости
Направленные

Мотивы саморазвития Связанные с другими людьми подражание потребность в любви и признании

на себя
самопознание, самопонимание
самоактуализация, самореализация
самоутверждение, самовыражение
Экзистен-
циальные
стремление к обогащению своих сущностных сил, ответственность, вина, совесть, свобода,
стремление к смыслу, идея смерти

Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2008. № 1(1). С. 113–120.

Слайд 12

2. Проблема психотехники саморазвития

2. Проблема психотехники саморазвития

Слайд 13

Л. С. Выготский о психотехнике

Л. С. Выготский считал, что одна из главных

Л. С. Выготский о психотехнике Л. С. Выготский считал, что одна из
целей психологии – это «психотехника – в одном слове,
т.е. научная теория, которая привела бы к подчинению
и овладению психикой, к искусственному управлению поведением» [Выготский, 1982, c. 389].
Культурно-историческая концепция была с момента своего возникновения психотехнической теорией, способной вести человека к овладению психикой и управлению поведением

Слайд 14

Значение слова «средство» в языке

прием, способ действия для достижения чего-нибудь;

Значение слова «средство» в языке прием, способ действия для достижения чего-нибудь; орудие

орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности;
лекарство, предмет, необходимый при лечении;
деньги, кредиты;
капитал, состояние (Ожегов, 1986, с. 660)

Слайд 15

Психологические средства личностного саморазвития

- это приемы и способы действий, психологические орудия и

Психологические средства личностного саморазвития - это приемы и способы действий, психологические орудия
инструменты, используемые личностью для создания нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении

Слайд 16

Психотехника саморазвития

- комплекс психологических средств как социокультурных орудий и способов воздействия

Психотехника саморазвития - комплекс психологических средств как социокультурных орудий и способов воздействия
человека на самого себя и свою жизнедеятельность с целью достижения целенаправленных изменений

Слайд 17

Речь
Образы
Действия
Символы
Произведения искусства

Инструменты (средства) личностного саморазвития человека

Речь Образы Действия Символы Произведения искусства Инструменты (средства) личностного саморазвития человека

Слайд 18

Образы как средство личностного саморазвития

Образ как средство личностного саморазвития соотносится с понятием

Образы как средство личностного саморазвития Образ как средство личностного саморазвития соотносится с
образец в значении «то, чему нужно следовать, подражать» (Ожегов, 1986, с. 372)

А. Маслоу: «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал. Все они были выдвинуты культурой: святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы, – хорошо приспособленный человек без проблем – это очень бледная и сомнительная замена. Может быть, нам вскоре удастся использовать как образец и модель растущего и самодостаточного человека, чьи возможности нацелены на полное развитие, чья внутренняя природа выражает себя свободно, а не извращается, подавляется или отрицается» (Цит. по: Гобл, 1999, с. 388).

М. К. Мамардашвили, размышляя об ответственности человека за его способность к различению добра и зла, связывает эту способность с совестью и «сцепленностью» человека «в некотором завершенном плане бытия» с воображением или с образами, например с образом Христа

Слайд 19

Святой (первые 12 картинок на Яндекс. 23.05.2020)

Святой (первые 12 картинок на Яндекс. 23.05.2020)

Слайд 20

Христианская психотехническая культура саморазвития
«Смысл исповеди в том, чтобы, осознав губительное для души,

Христианская психотехническая культура саморазвития «Смысл исповеди в том, чтобы, осознав губительное для
покаявшись в этом, стремиться больше этого не делать. Исповедь сопряжена с ответственностью и волей человека» (Василюк, 2005, с. 55)

Слайд 21

Символы как средство личностного саморазвития

Процессы личностного развития и саморазвития человека обеспечиваются символической

Символы как средство личностного саморазвития Процессы личностного развития и саморазвития человека обеспечиваются
функцией речи, образов, действий. Но символы выступают и как самостоятельные средства личностного саморазвития.
Р. Мэй проясняет связующую функцию символа указанием на то, что «слово символ происходит от двух греческих слов: συν, “с”, и βαλλειν, “бросать, кидать”, – и означает буквально “соединять”.
Символ связывает воедино разные стороны опыта, такие как сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное, историческое прошлое и непосредственное настоящее. <...>
Поскольку символы приводят к соединению смыслов, они высвобождают огромную энергию» (Мэй, 2001, с. 77–78). «Символ охватывает разные слои реальности и участвует в образовании самой реальности» (Там же, с. 272)

Слайд 22

Саморазвитие (первые 12 картинок на Яндекс. 23.05.2020)

Саморазвитие (первые 12 картинок на Яндекс. 23.05.2020)

Слайд 23

Можно организовать себе бытие определенным образом через предоставляемые нам средства, а такими

Можно организовать себе бытие определенным образом через предоставляемые нам средства, а такими
средствами являются произведения искусства, произведения мысли, культурные произведения. Благодаря им и их символам и через их небуквальный смысл мы можем жить человечески

Мераб Константинович Мамардашвили
1930–1990

Слайд 24

Л. С. Выготский рассматривал речь в качестве центральной и ведущей функции развития

Л. С. Выготский рассматривал речь в качестве центральной и ведущей функции развития

«Речь, являющаяся вначале средством связи, средством общения, средством организации коллективного поведения, позже становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности» [Выготский, 1984, с. 223].

Слайд 25

Дело человека – некая жизнь,
а жизнь эта – деятельность души и

Дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и
поступки при участии суждения
Аристотель

Слайд 26

3. Молитва в личностном саморазвитии человека

3. Молитва в личностном саморазвитии человека

Слайд 27

Должна ли современная психология учитывать, что у человека есть душа?

Должна ли современная психология учитывать, что у человека есть душа?

Слайд 43


«Акт молитвы есть путь человека к Богу как самоизменение в процессе непрестанной

«Акт молитвы есть путь человека к Богу как самоизменение в процессе непрестанной
молитвы» (Мусхелишвили, 1994, с. 79).
«Хотя молитва направлена от человека к Богу, ее адресатом оказывается сам молящийся» (там же).
В акте молитвы реализуется воля к изменению собственной воли, которое призвано ориентировать ее относительно сакральной сферы (с. 85)

Слайд 44

Саморазвитие самоценно, но не самоцельно
«Если ты не готов расстаться с самим собой,

Саморазвитие самоценно, но не самоцельно «Если ты не готов расстаться с самим
самым большим для себя возлюбленным, то ничего не произойдет. Кстати, не случаен в этой связи и евангельский символ: тот, кто отдает свою душу, ее обретет, а кто боится потерять, тот теряет» (Мамардашвили, 1992, с. 18).
«…к моменту, когда должно что-то произойти, я должен стать иным, чем был до этого. И тогда в трансформированном состоянии моего сознания может что-то возникнуть, появиться. Сыграет какая-то самосогласованная жизнь бытия, реальности, как она есть на самом деле. Но для этого я должен быть открыт, не беречь, отдать себя, быть готовым к чему-то, к чему я не смог бы прийти собственными силами; чего не смог бы добиться простым сложением механических усилий. По определению.
Ведь анализу поддается только то, что может быть нами создано самими» (там же).
Имя файла: Молитва-в-контексте-личностного-саморазвития-человека.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0