Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных пр

Содержание

Слайд 2

Добро пожаловать в музей русского быта.
Перед вами фотографии старой Шатуры. Так

Добро пожаловать в музей русского быта. Перед вами фотографии старой Шатуры. Так
выглядела школа № 1 в 1926 году. Здание, в котором мы сейчас находимся, было построено спустя почти 10 лет – в 1935 году.

Сейчас Шатурский район – один из крупнейших в Московской области. А в начале XX века он представлял собой глухой заброшенный край лесов, болот, и непроходимых топей. Маленькиенескольких километрах – 120 домов деревни Петровское и 58 дворов деревни Ботино.

Слайд 3

Во всей округе были два небольших предприятия: маленький пороховой заводик в местечке

Во всей округе были два небольших предприятия: маленький пороховой заводик в местечке
Крестцов брод (ныне город Рошаль) и бутылочный завод в Мишерони, принадлежавший купцу Блинову. Кроме того, в разных местах находились 3 ветряные и 1 водяная мельницы, 3 маслобойки, 18 церквей, 11 действующих церковно-приходских школ, 1 больница на 15 коек; учреждений культуры не было.

Слайд 4

Поскольку основными занятиями наших предков было земледелие и скотоводство, то для изготовления

Поскольку основными занятиями наших предков было земледелие и скотоводство, то для изготовления
одежды использовались лён и шерсть. Лён был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.
На стенде представлены образцы русской одежды.
Женская рубаха была длиной в несколько аршин, собиралась во множество складок, удерживаемых около запястья «обручем». На запястьях рукава обильно украшались вышивкой. Богатые люди носили праздничную одежду из бархата, атласа, шёлка. В холодное время женщины всех возрастов покрывали голову платком. Замужние женщины обязательно должны были прятать волосы под головной убор. Лишить женщину головного убора – «опростоволосить» её – означало нанести большое бесчестие женщине.

Слайд 5

Одежда мужчин тоже была свободной – широкая рубаха и порты. Рубаху украшает

Одежда мужчин тоже была свободной – широкая рубаха и порты. Рубаху украшает
вышивка на вороте, манжетах, плечах и подоле. Считалось, что орнамент защищает человека от злых сил.
Обязательная деталь рубахи – длинный пояс-оберег. Пояс как амулет играл большую роль ещё в язычестве. Он также защищал от злых сил. До наших дней сохранилось выражение «совсем распоясался», «распоясавшийся хулиган». Оно Сохранилось с тех давних времён, когда на Руси ходить без пояса считалось неприличным. Этот обычай сохранился и в наши дни. Новорождённого, спелёнутого в одеяльце, при выписке из роддома обвязывают лентой: мальчика – голубой, девочку – розовой или красной.

Слайд 6

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти, сплетённые из

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти, сплетённые из
бересты или лыка. Лапти завязывались оборами (завязками), закреплявшими их на ноге. Лапти очень быстро истирались и разваливались, так что на год крестьянину обычно требовалось от 7 до 10-12 пар лаптей.

У богатых и знатных мужчин и женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки – яркие, красивые и удобные.
Бедные люди шили сапоги из грубой кожи, берегли её: отправляясь в церковь, шли босиком и надевали сапоги лишь перед входом в храм.

Слайд 7

Жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремёсел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали

Жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремёсел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали
деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. Так как электричества не было, в долгие зимние вечера работали при свете керосиновой лампы.

Слайд 8

На этом стенде представлены предметы, рассказывающие о женском рукоделии.
Прежде чем сшить одежду,

На этом стенде представлены предметы, рассказывающие о женском рукоделии. Прежде чем сшить
надо подготовить материал для шитья. К прялке прикрепляли пушистую льняную кудель, левой рукой вытягивали из неё прядево, а правой вращали веретено, похожее на рыболовный поплавок . Веретено кружилось, словно волчок. Прядево скручивали в нить и наматывали её на себя.
К масленице крестьянки заканчивали прядение и принимались ткать холсты. Из сарая в избу переносили ткацкий станок. В него заправлялись получившиеся нити . Чтобы нити не скатывались и не спутывались, их наматывали на большие деревянные катушки.
Из готовой ткани шили рубахи, портки, юбки. Девушка шила себе приданое. В каждом доме стоял большой сундук, в котором хранились ценные вещи, в том числе и приданое будущей невесты.

Слайд 9

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставляли

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставляли
в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька.
Крестьянка, сидя за работой на лавке ( она могла в это время прясть, вязать), вставляла ногу в петлю люльки и качала её.
Вечером дом освещали с помощью лучины (тонкая длинная щепка). Чтобы не было пожара, там , где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землёй.

Слайд 10

На дому кустари мастерили мебель, вырезали деревянную посуду, плели лапти, короба для

На дому кустари мастерили мебель, вырезали деревянную посуду, плели лапти, короба для
хранения продуктов. Мастерили лавки, которые часто служили кроватью. Спросом пользовались изделия кузнецов.

Слайд 11

Для распашки земли крестьяне использовали плуг .
Для обработки зерна использовали цеп –

Для распашки земли крестьяне использовали плуг . Для обработки зерна использовали цеп
тяжёлую палку с округлым утолщённым концом, подвешенную на ремне к длинной деревянной рукояти. Цепом выбивали зёрна из колосьев.
Зерно после обмолота сгребали в кучу. Однако в нём оставалось много мусора – частицы соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой на ветру и мусор сдувало прочь. Веяние позволяло отделить крупное, посевное зерно от мелкого.
Уважением на Руси пользовался труд земледельца. В христианские времена появился у него свой покровитель. Это святой Георгий, чьё имя в переводе с греческого означает «земледелец».

Слайд 12

Пока родители работали на поле, их дети ходили в лес за грибами

Пока родители работали на поле, их дети ходили в лес за грибами
и ягодами. В набёрку – небольшую плетёную корзину собирали ягоды. В большой короб – грибы.

Девочки с удовольствием изготовляли тряпичных кукол.

Имя файла: Муниципальное-бюджетное-общеобразовательное-учреждение-средняя-общеобразовательная-школа-с-углубленным-изучением-отдельных-пр.pptx
Количество просмотров: 84
Количество скачиваний: 0