Музыкальный мир библейского человека

Содержание

Слайд 2

«Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и

«Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и
свирели».
(Быт. 4:21)
Комментарий Лютера на Быт. 4:21-22:
«Некоторый полагают, будто потомкам Каина пришлось заняться всеми этими делами потому, что земля для них была проклята, и по этой причине они зарабатывали на жизнь иным способом. Некоторые стали пастухами, другие работали с бронзой, прочие занялись музыкой, чтобы получить от потомков Адама прибыль и прочие плоды земли, необходимые им для пропитания. Но если бы каиниты так страдали от голода, в своей нищете они забыли бы о гуслях и прочих музыкальных инструментах. Среди людей, страдающих от голода и жажды, нет места музыке.
Тот факт, что они изобрели музыку и посвятили свои усилия развитию других искусств, является доказательством того, что у них в изобилии было всё необходимое для пропитания. Они обратились к этим начинаниям и не довольствовались простым образом жизни, как дети Адама, поскольку хотели быть господами и стремились обрести высокую похвалу и славу талантливых людей. Тем не менее, я считаю, что некоторые из них также перешли к истинной церкви и приняли веру Адама.
«Сыны века сего догадливее сынов света». Поэтому они развивают и расширяют свои начинания, они превозносят самих себя и свои достижения, и они приобретают богатства и должности, связанные с почетом и властью».

Слайд 3

:
.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Духовые:
шофар (рог), хацоцра (труба),
халил (свирель), угаб (орган, свирель), машрокита

: . МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: Духовые: шофар (рог), хацоцра (труба), халил (свирель), угаб
(свирель (флейта Пана))
Струнные:
киннор (лира, кифара, арфа),
небел ( арфа, псалтирь, гусли)
Ударные:
тоф (тимпан), мецилтайм, целцеллим, (кимвалы), менааним, шалишим (систры), паамон (позвонок), мциллот (бубенчик)

Слайд 4

Струнные

Киннор

Струнные Киннор

Слайд 5

Монеты времен восстания Бар-Кохбы, 132-136 г. н.э.

Монеты времен восстания Бар-Кохбы, 132-136 г. н.э.

Слайд 6

Вот так могла выглядела «арфа»,
на которой играл Царь Давид.

Вот так могла выглядела «арфа», на которой играл Царь Давид.

Слайд 7

Играя на кинноре, Давид отгонял злого духа от Саула.

Играя на кинноре, Давид отгонял злого духа от Саула.

Слайд 9


Царь Давид
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино)
(1591 -1666)

В Псалме 136 тоже речь идет о

Царь Давид Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) (1591 -1666) В Псалме 136 тоже
кинноре:
«При реках Вавилона,
там сидели мы и плакали,
когда вспоминали о Сионе;
На вербах, посреди его,
повесили мы наши арфы».
Возможно, именно такие «арфы» (кинноры) тоскующие по дому пленники повесили на «вербах»

Слайд 10

Небел (арфа) - один из инструментов, на которых играли левиты, аккомпанируя своему

Небел (арфа) - один из инструментов, на которых играли левиты, аккомпанируя своему пению при ежедневных жертвоприношениях
пению при ежедневных жертвоприношениях

Слайд 11

Ассирийский барельеф,
посвященный
взятию города Лахиша:
псалтирь в руках иудейских
пленников.

Чаще

Ассирийский барельеф, посвященный взятию города Лахиша: псалтирь в руках иудейских пленников. Чаще
всего небел переводится как псалтирь. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, неизвестно.
В Синодальном переводе 91-го псалма мы читаем: «Благо есть… возвещать … на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях" (Пс.91: 2-4).
Скорее всего, союз "и" закрался сюда по ошибке. Латинский перевод правильнее: "на десятиструнной псалтири « (лат. Пс.92:4).
Сравните с Пс. 143: 9
«Боже! Новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе»

Слайд 12


Угаб, наряду с киннором оказался самым ранним из упоминаемых в Священном Писании

Угаб, наряду с киннором оказался самым ранним из упоминаемых в Священном Писании
музыкальных инструментов (Быт.4:21) Любопытно, что свирель, на которой играл Иувал, и орган, упомянутый в Псалме 150 – это, на самом деле, один и тот же инструмент. Поэтому, наверное, он и стал собирательным понятием для всех типов флейтовых ( Пс.150:4 ).

Духовые

Слайд 13

Библейский халил времен Ветхого Завета, вероятно, принадлежал к типу одноствольного гобоя небольшого

Библейский халил времен Ветхого Завета, вероятно, принадлежал к типу одноствольного гобоя небольшого
размера с воронкообразным раструбом. Первоначально халил изготовлялся из тростниковых растений, позднее для ритуальных инструментов стали использовать древесину, реже – металл (скорее всего бронзу), а светские делались из бедренной кости овцы. Инструмент обладал достаточно резким тембром и был слышен на значительном расстоянии.

Хотя в Библии литургическое употребление халила не зафиксировано, оно, очевидно, все-таки существовало. Он широко использовался в общественной и частной жизни, воспринимаясь в первую очередь как символ радости. В этом качестве халил был участником религиозных процессий (1Цар.10:5, 3Цар.1:40) и праздников (Ис.30:29), а также народных гуляний, связанных с языческим культом (Ис.5:12). Вместе с тем он звучал в моменты скорби и горя (Иер.48:36).

Слайд 14

Возможно, что в новозаветный период
халил мог быть двуствольным инструментом,
близким греческому

Возможно, что в новозаветный период халил мог быть двуствольным инструментом, близким греческому
авлосу.
Трубки (стволы), предположительно,
имели общий мундштук , так что инструмент
напоминал букву «V».

Слайд 15

Машрокита фигурирует в Ветхом Завете только в составе придворного оркестра вавилонского царя

Машрокита фигурирует в Ветхом Завете только в составе придворного оркестра вавилонского царя
Навуходоносора II и трактуется исследователями как вариант флейты Пана (на это указывает и ее греческое обозначение). В русском народном инструментарии машроките соответствует цевница.

флейта Пана

Слайд 16

Шофар – рог кошерного копытного животного для трубления при разных ритуалах. Храмовые

Шофар – рог кошерного копытного животного для трубления при разных ритуалах. Храмовые
шофары имели оклады: золотой, если в этот шофар трубили на Рош- ѓа-Шана, или серебряный, если в него трубили в дни поста

Помимо обычного типа встречается
йобел.
Он изготавливался только из бараньего
рога, обладал большим размером и
очень громким звучанием.
Йобел был участником важных событий
(законодательство, данное Моисею
Богом на горе Синай, разрушение стен
Иерихона), а также религиозных праздников, отмечаемых в юбилейный год (отсюда и его название).

В Библии упоминается несколько
разновидностей шофара.

Слайд 18

Хацоцрот - трубы, в которые трубили зорю при открытии храмовых ворот и

Хацоцрот - трубы, в которые трубили зорю при открытии храмовых ворот и
в случае особо радостных событий. В хацоцрот трубили также в ритуале жертвоприношений.

«Сделай себе две серебряные трубы,
чеканные сделай их,
чтоб они служили тебе для созывания
общества и для снятия станов»
(Числа, 10:2)

Слайд 19

Барельеф на Триумфальной арке Тита, где изображены
пленные иудеи, несущие в Рим

Барельеф на Триумфальной арке Тита, где изображены пленные иудеи, несущие в Рим
храмовую утварь.

Реконструкция трубы хацоцра

Слайд 20

Одним из наиболее распространенных ударных инструментов в древних культурах, в том числе

Одним из наиболее распространенных ударных инструментов в древних культурах, в том числе
в еврейской, был тоф (тимпан) – рамный ручной барабан (древний тип бубна). Предположительно это был круглый деревянный либо металлический обруч небольшого размера, обтянутый с одной стороны кожей. К обручу могли прикрепляться металлические колечки или пластинки, как у современных бубнов.

Ударные

Играли на тофе (тимпане) преимущественно женщины, ударяя по мембране пальцами или кистями рук.
В Ветхом Завете семантика инструмента связана, главным образом, с атмосферой веселья (Быт.31:27; Исх.15:20; Ис.24:8), часто сопровождаемого танцем (Суд.11:34; 1Цар.18:6; Иер.31:4).
Он выступает также средством обращения с хвалой к Богу (2Цар.6:5; 1Пар.13:8;
Пс.80:3, 150:4).

Тимпан

Слайд 21


Мецилтайм и целцелим (кимвалы) – пальцевые тарелочки.
Судя по археологическим находкам, а

Мецилтайм и целцелим (кимвалы) – пальцевые тарелочки. Судя по археологическим находкам, а
также по дошедшим до нас описаниям и изображениям, они состояли из двух пластин средней величины (диаметр найденных образцов около 12 см), имевших форму плоского блюдца или конуса с выпуклостью в центре и металлической рукояткой или петлей (иногда она была кожаной) для больших пальцев. Тарелки изготовлялись из бронзы или из меди. Первые, очевидно, были меньше размером и звучали нежнее, вторые – более крупные – издавали соответственно более громкий и резкий звук.
Кимвалы входили в состав храмового инструментария, выполняли важные функции в богослужении, обозначая разделы литургии, подавая сигналы началу пения хора.
В качестве шумового фона, усиливающего состояние эмоционального подъема, они принимали участие в религиозных событиях общенационального значения: перенесение ковчега Завета в Иерусалим (2Цар.6:5; 1Пар.13:8), освящение Первого (2Пар.5:12–13) и Второго (1Ездр.3:10) храма, нововозведенных стен Иерусалима (Неем.12:27).

Слайд 22

Кимвалы

Кимвалы

Слайд 23

Название шалишим (систр) происходит от еврейского числительного «три» и предполагает следующие варианты

Название шалишим (систр) происходит от еврейского числительного «три» и предполагает следующие варианты
конструкции:
а) стержень с тремя отверстиями, куда вдевались три свободно двигающихся колечка;
б) обод в виде подковы с тремя поперечными проволочными стержнями, на которые нанизаны звенящие пластинки; вся система крепилась на ручке;
в) к ручке веерообразно приделывались три стержня с фиксированными на них позвонками. При встряхивании инструмента позвонки бренчали, создавая приятный шумовой эффект.
Но есть и другое толкование, связанное с названием инструмента. Некоторые исследователи предполагают, что это мог быть треугольник.

Слайд 24

Систры

Систры