Слайд 2Сегодня:
Предпосылки эпохи национального пробуждения
Александр II и патриоты – эстофилы в Санкт-Петербурге
(Й. Кёлер, Й. Ф. Карелл)
Йоханн Вольдемар Яннсен
Лидия Койдула
Карл Роберт Якобсон
Якоб Хурт
Конец эпохи пробуждения
Слайд 3Предпосылки эпохи национального пробуждения
1840-е: Обращение эстонцев в православную веру
Рост эстонских городов
1850-е: Восстания;
Война в Махтра в 1858 году
1855-65: Либеральный курс царя Александра II
1861: Эстонские крестьяне освобождены от барщины
Рост малочисленного класса землевладельцев и арендаторов ферм
Александровское училище: направленность на создание школ с эстонским языком обучения
Слайд 6Эстонцы, требующие прав
в1850-е гг.
Слайд 8Наказание участников восстания
Слайд 9Двое мужчин из Махтра в 1910
Слайд 10Предпосылки национального пробуждения (продолжение)
Русофилы- националисты в Санкт-Петербурге (Й. Кёлер, Й. Ф. Карелл)
Йохан
Кёлер (Koeler, Köler, 1826-1899, академик 1861, художник при царском дворе и учитель искусства)
Передислокация просьб
Общественные организации: эстонцы вступают в ансамбли, играющие на медных духовых инструментах, в хоры, в общества трезвости
Слайд 12Портрет доктора Филиппа Йохана Карелла, выполненный Кёлером
Слайд 13Йохан Кёлер: Курс на Лореле (христианство приходит в Ливонию)
Слайд 14Духовой оркестр Вяэгвере, Тартуский уезд (с 1841, фото 1867)
Слайд 15Йоханн Вольдемар Яннсен (1819-1890)
Родился в Вяндра, сирота, лютеранин
Музыкальная одаренность, способности к языкам
Почтительное
отношение к немцам
Кантор, учитель, дирижер, популярный писатель
Перно Постимеэс, 1857. Первая регулярная местная газета
Песенники: Eesti Laulik, 1860, 1862
Эстонский государственный гимн (Mu isamaa, mu õnn ja rõõm/Моя родина, моя гордость и радость)
Первое упоминание слова “Eesti”, “eestlane” (Эстония, эстонцы) , а не “maarahvas” (деревенский народ)
Слайд 17Перно Постимеэс (Perno Postimees)
Слайд 18Йоханн Вольдемар Яннсен (продолжение)
1864: Eesti Postimees (Тарту, редактор). Первая регулярная национальная газета
Развитие
эстонцев через образование, тяжелый труд и чувство собственного достоинства. Протест против эстонско-немецкой ментальности. Осторожное отношение к политике из-за цензуры
1865: Общество Ванемуйне
1869: Первый певческий праздник, кульминационный момент первого периода национального пробуждения
Слайд 20Лидия Койдула (1843-1886)
Урожденная Лидия Эмилие Флорентина, старший ребенок Й. В. Яннсена
Квалификация
репетитора: наивысшее возможное для женщины в Росии достижение в области образования
Школьная дружба с Лилли Субург
Всесторонний сотрудник “Постимеэс”
Работы, опубликованные анонимно
(Брук Миллер и его невестка, 1863)
Слайд 22Портрет Койдулы, написанный Валлимяэ-Марком, 1957
Слайд 23Лидия Койдула (продолжение)
1866: Первый стихотворный сборник: Waino-Lilled/ Луговые цветы, Тарту: в основном
адаптации
1867: Emmajõe Öpik/Соловей реки Эмайыги, Тарту, националистические стихи
Дружба с Крейцвальдом, новые идеи, новая система правописания
Дружба с Финном, А. Альмбергом
Слайд 24Лидия Койдула (продолжение)
Первые эстонские пьесы, поставленные на эстонском языке в обществе Ванемуйне
1870:
Saaremaa onupoeg/Племянник из Сааремаа, женские роли играли мужчины
1871, 1872: Первая подлинно эстонская постановка: Säärane mul´k! ehk Sada vakka tangusoola/Какой мужлан!
Слайд 26Лидия Койдула (продолжение)
1873: Брак с Микельсоном, латвийским доктором наук, переезд в Кронштадт,
Санкт- Петербург
Тоска по родине, ностальгия
Потеря последней коллекции стихов
Рак груди, последние меланхоличные стихи
1886: Умерла в возрасте 42, похоронена в Санкт-Петербурге
1946: Останки привезены в Эстонию
Слайд 29Койдула на 100 кроновой банкноте
Слайд 30КАРЛ РОБЕРТ ЯКОБСОН
1841-1882
Родился в Торма, в семье лютеран
Посещал семинарию Цимзе в г.
Валга
Разногласия с местными землевладельцами в Торма, потерял пост преподователя
Негативное отношение к прибалтийским немцам
1872: пьеса Артур и Анна
Частное преподавательство в России, связи с про-российски настроенными эстонцами-патриотами в Санкт-Петербурге
Лояльное отношение к Российским властям и русским
Слайд 33К. Р. ЯКОБСОН (продолжение)
1868, 1871: Пытается создать новую Эстонскую газету, разрешение цензора
не было получено
1868, 1870: Три патриотические речи произнесены в обществе Ванемуйне, основатель эстонской публицистики
Эстонцы впервые смогли ознакомиться с историей своего народа
Антинемецкие и антицерковные настроения
Псевдоним Балтийский Робеспьер
Царь Александр II – защитник, избавитель
Слайд 37К.Р. ЯКОБСОН (продолжение)
1874: Куплен хутор Кургья, на деньги вырученные от продажи школьных
учебников
Школьная книга для чтения, I-III, 1867-76; Новая Азбука, 1867, Маленькая география. Написаны в соответствии с новой орфографической системой. Иллюстратором был Магнус Эдуард Якобсон. Большое внимание уделяется естественным наукам и национальной Эстонской поэзии
1880: Совместная работа с Лилли Субург, публикация хрестоматии «Бусы» для школ, где учились девочки
Пособия и руководства по агрономии на эстонском языке, песенные сборники
Слайд 40Учебник по природоведению
автор: К.Р. Якобсон
Слайд 41К.Р. ЯКОБСОН (продолжение)
Во главе с Якобсоном Национальное пробуждение приняло более радикальные формы
1872:
Общество эстонских литераторов
1878: Основание «Сакала», радикально настроенной газеты
Несогласие с господством прибалтийских немцев, требование реформ, особенно в области образования
Полемика
1881: Избран президентом Общества эстонских литераторов
1881: Болел брюшным тифом. Умер от восполения легких
Слухи об отравлении
Слайд 42Члены эстонского общества литераторов уничтожают антиэстонскую речь немецкого пастора,
опубликованную в
газете,
1871
Слайд 44Редакция газеты «Сакала» в Вильянди
Слайд 47Изображение К. Р. Якобсона на 500-кроновой банкноте
Слайд 48ЯКОБ ХУРТ(1839-1907)
Родился в Химмасте, в семье лютеран
1865: Кандидат богословия
1886: Доктор философских наук
Вечера-Калевипоэг,
Эстонское Студенческое Общество (национальный триколор)
1872-80 : Пастор в Отепя
1880-1901: Санкт-Петербург
1870-83: Комитет по созданию Александровского училища
1872-81: Президент Эстонского общества литераторов
Новая орфографическая система эстонского языка
Слайд 53ЯКОБ ХУРТ (продолжение)
1879: Историческая книга: Картина событий, произошедших на Родине
Интерес к национальной
поэзии, песням
Сбор народных песен, легенд, преданий, поверий. Создан богатый фонд эстонского фольклора
Сборник народных песен Старинная Каннель
1875-86: I (приход Пыльва),
1884-86:II (приход Колга-Яани)
1904-1907: Песни Сету
Слайд 54Закат эпохи Пробуждения
Полемика, Хурт проиграл
Закат эпохи Пробуждения после смерти Якобсона; Вступление на
престол Александра III, начало принудительной руссификации
1888: Хурт переехал ради сохранения национального самосознания и культуры. Организовал движение по сбору эстонского фольклора, в котором участвовало более 1400 эстонцев. Было собрано 261 589 образцов сказаний, поверий и легенд и т.д, кроме песен непристойного характера
1893 Официально перестало существовать Эстонское Общество литераторов
1909: Эстонский Национальный Музей (посвящен Якобу Хурту)
Слайд 55Убийство императора Александра II
Слайд 56Эстонское Александровское училище
в Пыльтсамаа
Слайд 58Памятник Й.В. Яннсену на кладбище Раади, Тарту
Слайд 59Коллекция Я. Хурта в Эстонском музее литературы
Слайд 60РОМАНТИЧЕСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Источники: Средневековые Хроники, опубликованные в эпоху Пробуждения
Зарубежная литература (В.Скотт,
А. Дюма-отец)
Темы: героизм и патриотизм
1878: Эдуард Борнхёэ, Мститель
1889: Андрес Саал, Вамбола
Популярны старинные эстонские имена (Aita, Leida, Leili, Meeme, Meeta, Vaike, Vambola, и т.д.)