Николенкова Наталья Михайловна

Содержание

Слайд 2

Автопортрет
Желанная, разнеженная, юная,
Покинутая, найденная, разная,
Я – клавишная, духовая, струнная,
Влюблённая и потому –

Автопортрет Желанная, разнеженная, юная, Покинутая, найденная, разная, Я – клавишная, духовая, струнная,
заразная,
Застенчивая, милая, циничная,
Невидимая, яркая и шумная,
Обычная, смешная, необычная,
Загадочная, умная, безумная,
Печальная, лихая, бесшабашная,
Заботливая, тонкая, душевная,
Нелепая, красивая и страшная,
Какая хочешь. В общем-то, волшебная.

Слайд 3

Горячим стремительным стихотвореньем
случайных прохожих согреть.
Наталья Николенкова

Горячим стремительным стихотвореньем случайных прохожих согреть. Наталья Николенкова

Слайд 4

ДЕТСТВО

Наталья Николенкова родилась 2 февраля 1964 года в городе Барнауле,

ДЕТСТВО Наталья Николенкова родилась 2 февраля 1964 года в городе Барнауле, в
в интеллигентной семье. Папа родом из Астрахани, мама - коренная ленинградка. Поэтому не случайно Петербург – один из любимых городов, «культурное пространство» Наташи.

Слайд 5

Как пацан, неосторожна,
Сероглаза, как пацан.
Я на маму не похожа,
Я похожа на отца.
У

Как пацан, неосторожна, Сероглаза, как пацан. Я на маму не похожа, Я
меня веснушки летом,
Щёки – роза с молоком.
Я – с букетом, я - с приветом,
Я -с беспечным языком.
Я могу с забора падать-
Чтоб крапивой по костям,
Я свистеть в четыре пальца
Научилась запростяк.
Детская романтика

Слайд 6

Воспоминания о детстве
Родители молоды, в Волге - ракушки,
В начале июня бушует мошка.
Всё

Воспоминания о детстве Родители молоды, в Волге - ракушки, В начале июня
выгорит, что проросло на макушке,
Всё выгорит, что у виска.
В заброшенной церкви вороны ликуют,
И вётлы пылятся у каждых ворот.
Растут баклажаны, на солнце бликуют,
Их южная пыль не берёт.
У самого берега водятся раки,
Ночная красавица ночью цветёт,
И дедушка Костя сазанчиком дразнит
За маленький розовый рот…

Слайд 7

МАМЕ
Зелёный плащ и синий зонт.
Как не рифмуются два этих цвета!
Это же мама

МАМЕ Зелёный плащ и синий зонт. Как не рифмуются два этих цвета!
моя идёт,
Мама моя это.
Мама, ты будешь всегда молода,
Будешь красиво, красиво одета.
И гармонировать будут цвета,
Как у Ренуаровых гризеток.
И дочерям твоим повезёт –
Только не плачь, не плачь!
Куплю тебе самый зелёный зонт
И самый синий плащ.

Слайд 8

Наталья росла вместе с младшей сестрой Таней. Успешно училась в музыкальной

Наталья росла вместе с младшей сестрой Таней. Успешно училась в музыкальной школе
школе по классу фортепиано и очень любила читать.
Поэтесса признаётся: «Могу читать даже на ходу. В детстве по ночам забиралась под одеяло с фонариком и погружалась в мир любимых героев. Мама старательно прятала от меня книжки, чтобы я в итоге не потеряла зрение, но я всегда знала, где хранятся сокровища, тайком доставала их, а потом возвращала обратно».

Наташа с сестрой Таней

Слайд 9

ПЕРВЫЕ СТИХИ

«Первое стихотворение было написано во втором классе после падения зимой

ПЕРВЫЕ СТИХИ «Первое стихотворение было написано во втором классе после падения зимой
с забора вниз головой. Причем на лед - дело было на дворовом катке. В результате - сотрясение мозга и… первые стихи. Школьные стихи! Все эти сюси-пуси, беспомощный, детский лепет». (Н. Николенкова)

Слайд 10

Детство в поэзии Натальи Николенковой – тёплый мир, наполненный радостью и

Детство в поэзии Натальи Николенковой – тёплый мир, наполненный радостью и светом,
светом, пропитанный запахами кондитерской, вкусом мороженого и цукатов. Это место «возвращения» и покоя.

Рисунок А. Третьякова

Слайд 11

Мы выросли в хрущёвской тесноте,
В стандартных сотах с люстрами смешными.
Приучены

Мы выросли в хрущёвской тесноте, В стандартных сотах с люстрами смешными. Приучены
от книги фанатеть,
Читать, читать, читать, как заводные.
Мы от китайцев бегали во сне,
Играли в ГДРовские куклы
И, если в доме отключали свет,
Травили байки при свечах на кухне.
Мы были позади планеты всей,
На шее, как кулон, ключи носили,
Любили грызть в брикетиках кисель,
Как итальянцы, ездили в "Россию".
Всем классом зажигали в "казаки-
Разбойники", сольфеджио учили,
Записочки писали от руки,
Сочувствовали Бангладеш и Чили.
И, словно одуванчики в венке,
Не тосковали мы без Интернета:
Хоть и была граница на замке,
Но бесконечной виделась планета.

Слайд 12

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Любимые с детства авторы – Вл. Набоков, И. Бродский, Юнна

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО Любимые с детства авторы – Вл. Набоков, И. Бродский, Юнна
Мориц.
Любимая музыка – классическая (И. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт), джаз.
Любимые художники – А. Ренуар, Э. Мане, К. Моне, П. Сезанн.

Слайд 13

УНИВЕРСИТЕТ

В 1981 году Наталья Николенкова поступает на филологический факультет АГУ. Преподаватели,

УНИВЕРСИТЕТ В 1981 году Наталья Николенкова поступает на филологический факультет АГУ. Преподаватели,
друзья, интересные лекции – всё это филфак. В памяти остались «античная» Дина Ивановна Мещерякова, «строгая, стройная, лаконичная латынь» – Ирина Михайловна Камова, «царственный, академичный» Владимир Дмитриевич Морозов, «странный, надземный» Николай Данилович Голев…

Слайд 14

А счастья - много: универ,
Пустой перед последней парой,
Когда потом выходишь в сквер,
Бренча

А счастья - много: универ, Пустой перед последней парой, Когда потом выходишь
полупустою тарой,
Когда в автобусе трещишь
С подругой, словно гимназистка,
И этот шум, и эта тишь,
И звёзды, высоко и низко.

Слайд 15

Именно в университете к Николенковой пришло признание. Она наряду с Фаридой

Именно в университете к Николенковой пришло признание. Она наряду с Фаридой Габдрауповой
Габдрауповой входит в число первых поэтов вуза.
Наталья вспоминает: «В университете, на филфаке, все сочиняли, переписывали на лекциях любимые стихи в тетрадки, читали друг другу по телефону. Там у меня появилась своя аудитория, свой круг, и оказалось, что мои стихи кому-то интересны».

Слайд 16

Ливень. Прекрасная погода.
Бежит промокшая толпа
И небеса ругает длинно.
Под этот ливень сладко спать
Или

Ливень. Прекрасная погода. Бежит промокшая толпа И небеса ругает длинно. Под этот
играть на пианино.
Размыты лица и слова,
Размыты рифмы и страницы.
Под этим ливнем забывать
Ещё прекрасней, чем влюбиться.
Прекрасен каждый, кто промок,
Прекрасен каждый, кто навстречу!
И тучи бархатный комок
Тем и прекрасен, что не вечен.
Летит с небес журчащий свет
С такой же скоростью, как время, -
Прекрасный аккомпанемент
Для длинного стихотворенья!

Слайд 17

ПОСЛЕ УНИВЕРСИТЕТА

По окончании университета Наталья Николенкова год проработала учителем в школе

ПОСЛЕ УНИВЕРСИТЕТА По окончании университета Наталья Николенкова год проработала учителем в школе
села Большая Шелковка Рубцовского района.
Возвратившись в Барнаул, Наталья сотрудничала с редакциями известных газет.

Слайд 18

« ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ…»

В 1991 году Наталья Николенкова выходит замуж. Название второго

« ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ…» В 1991 году Наталья Николенкова выходит замуж. Название второго
сборника стихов «Девятое марта» навеяно встречей с будущим мужем, отцом дочери Саши, Алексеем Третьяковым.

Н. Николенкова с мужем и дочерью

Слайд 19

Мой муж красив, и это очевидно,
Все шизофреники об этом говорят,
И на него

Мой муж красив, и это очевидно, Все шизофреники об этом говорят, И
в троллейбусах, трамваях
Все девушки внимательно глядят.
Мой муж красив, он так похож на дочку,
Он «Тополя» божественно поёт.
Душа не выбирает оболочку,
Но, безусловно, делает её.

Слайд 20

ДОЧКА
В синих сумерках пойдем прогуляться, Там собаки и деревья без листьев.

ДОЧКА В синих сумерках пойдем прогуляться, Там собаки и деревья без листьев.

Я надену тебе теплые штанишки,
А сама накрашусь, как актриса.
В синих сумерках пойдем прогуляться, Держась за руки, чтоб ветер не унес.
Нам ведь главное - не потеряться,
Это наш единственный вопрос.

Рисунок А. Третьякова

Слайд 21

Хочу беременности, как
Восточных сладостей из детства.
Не у груди, не на руках –
В

Хочу беременности, как Восточных сладостей из детства. Не у груди, не на
себе самой носить младенца.
Прислушиваться - к животу?-
Нет, к космосу и первородству.
Хочу - вон ту, вон ту, вон ту,
Вот эту девочку – как солнце.
В могиле чёрной, снеговой,
В суицидальных заворотах,
Как радуги над головой.
И заклинаю, как воровка:
-Прости мне, Боже, всякий грех
И перед тем, как отречёшься,
Дай силы выстрадать за всех
И – дай мне моего детёныша!

Слайд 22

ПОМИМО СТИХОВ

Наталья Николенкова – востребованный человек. В течение нескольких лет она

ПОМИМО СТИХОВ Наталья Николенкова – востребованный человек. В течение нескольких лет она
работала на телевидении: вела передачу «Быть женщиной».
Сегодня поэтесса на музыкальном радио «Ретро ФМ» участвует в выпуске программы «Феличита».

Слайд 23

ТВОРЧЕСТВО

Наталья Николенкова выпустила четыре сборника стихов:
«Чтобы встретиться» 1987 год
«Девятое марта» 1993

ТВОРЧЕСТВО Наталья Николенкова выпустила четыре сборника стихов: «Чтобы встретиться» 1987 год «Девятое
год
«Карманная психиатрия» 2001 год
«Малютка жизнь» 2010 год

Слайд 24

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ: ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, ГОРОД, ПОЭТ И ПОЭЗИЯ.

Наталье Николенковой от

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ: ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, ГОРОД, ПОЭТ И ПОЭЗИЯ. Наталье Николенковой от
природы даны особый дар и право сказать: «Остановись, мгновение…»
Валерий Тихонов

Слайд 25

ТЕМА ЛЮБВИ

В первом сборнике «Чтобы встретиться» любовь – прекрасное романтическое чувство.

ТЕМА ЛЮБВИ В первом сборнике «Чтобы встретиться» любовь – прекрасное романтическое чувство.
Лирическая героиня – «девочка, верящая в неизбежность счастья». Влюблённые должны встретиться, в этом есть знак судьбы.

Слайд 26

Чтобы встретиться
Чтобы встретились два человека,
Нужно, чтобы совпали сны,
И глаза совпали, как реки,
И

Чтобы встретиться Чтобы встретились два человека, Нужно, чтобы совпали сны, И глаза
созвездия были равны.
Нужно сомнамбулически красться
Мимо всех, кто с другим лицом,
Мимо времени, мимо пространства,
Мимо страха перед концом.
Нужно память засыпать снегом,
Тополиным прахом до плеч.
Чтобы встретились два человека,
Нужно вечностью пренебречь.

Слайд 27

Сборник «Девятое марта» о невозможности любви. Героиня тоскует по НЕМУ, ощущая

Сборник «Девятое марта» о невозможности любви. Героиня тоскует по НЕМУ, ощущая эту
эту невозможность соединения. «Мы с тобою всегда врозь», - подчёркивает она.
Мотивы непонимания, несовпадения, разлуки, прощания становятся основными.
Мы не увидимся нигде,
Мой мальчик, глаз моих отрада.
Прощай! Так грезят о дожде
Замёрзшие под снегопадом.

Слайд 28

Разворачивается журнал,
Иллюстрированная пурга,
Голос флейты журил, журчал,
Раздевал донага.
Кто оставлен – идёт босым,
Не отбрасывая

Разворачивается журнал, Иллюстрированная пурга, Голос флейты журил, журчал, Раздевал донага. Кто оставлен
теней,
Не дождём, так снежком косым,
Чтоб любили сильней.
Кто оставлен, ложится в ночь,
В глубину, под смертный сугроб.
Разворачивается сукно
Вьюги чёрной, как эфиоп.
Разворачивается холст.
Полнолунье, метель, зима.
Пожалей этот гулкий холм-
Сердце, брошенное с холма.

Слайд 29

В двух последних сборниках любовь - своеобразная мозаика. Возлюбленный для лирической

В двух последних сборниках любовь - своеобразная мозаика. Возлюбленный для лирической героини
героини – это всегда ссоры, разлука, боль («и, кажется, не скоро соберусь купить билет, чтобы тебя увидеть» ). Автор как бы зачёркивает «мы», исключая возможность соединения героев (« Прости, я знаю, не бывает «мы», А только небеса, леса, холмы»).
Любовь для лирической героини обесценивается, становится «вещью»:
Любовь – блестящая вещица,
Фигня, татарская серьга.
Не стоит тщиться и тащиться
По чёрным, выжженным снегам.

Слайд 30

Любовь начинается в области глаз.
Поэтому я не увидела вас.
Любовь затеряется в области

Любовь начинается в области глаз. Поэтому я не увидела вас. Любовь затеряется
слёз-
И всё, до свидания, ветер унёс.

Не называй меня по имени
И не буди по пустякам.
Мы – две извилистые линии
Внутри ладони старика.
Переплетаются, скитаются
(Кому-то логика ясна)
И даже как-то называются-
Но я забыла имена.

Слайд 31

Ты люби меня, пожалуйста,
Потому что давит твердь-
Голубая, обожаемая
И апрельская, как смерть.
Ты люби

Ты люби меня, пожалуйста, Потому что давит твердь- Голубая, обожаемая И апрельская,
меня, пожалуйста,
Потому что смерти нет-
Только песня окуджавская
И ведьмаческий портрет.
Ты прости меня, пожалуйста,
Потому что я курю,
И нелепые, и глупые,
Злые вещи говорю.

Слайд 32

ТЕМА ДРУЖБЫ

Николенкова – одна из немногих современных поэтесс, воспевающих дружбу. В

ТЕМА ДРУЖБЫ Николенкова – одна из немногих современных поэтесс, воспевающих дружбу. В
этих стихах «мы» превалирует над «я». Дружба крепче любви, она проходит испытания годами. Дружба свята – друг от Бога. Он обладает животворящей силой, как человек, отношения с которым основаны на духовной близости.
Разлука с другом вызывает желание его увидеть, почувствовать родную ладонь в своей руке:
Нет ничего прекрасней
Летящей навстречу руки.

Слайд 33

В лирике Николенковой много посвящений: Фариде Габдрауповой, Ольге Боряковой, Виолетте Метелице,

В лирике Николенковой много посвящений: Фариде Габдрауповой, Ольге Боряковой, Виолетте Метелице, Наташе
Наташе Пономарёвой, Виталию Коньшину, Михаилу Гундарину и другим.
Мы жили весело и шумно,
Не загружаясь мелочами,
И это радует безумно,
Хотя немного и печалит.

А мы докажем мужикам
В их тьме ужасно низких истин,
Что дружба женская крепка
И БТРы наши быстры.

Слайд 34

Друзьям
За то, что навстречу бросаюсь с разбега,
Не выбрав ни места, ни дня,
За

Друзьям За то, что навстречу бросаюсь с разбега, Не выбрав ни места,
то, что из серы, за то, что из снега,-
Простите меня!
За то, что горюю в разлуке короткой,
Когда, потихоньку звеня,
Слеза добирается до подбородка,
Простите меня!
За то, что готова душа несвятая
Июль на сентябрь променять,
За то, что ладонь о ладони мечтает,-
Простите меня!
Но вы отстраняетесь невыносимо
От слёз, от руки, от огня.
За то, что люблю вас, -хотя бы вполсилы
Любите меня!

Слайд 35

ТЕМА ГОРОДА

Николенкова – «городская» поэтесса. Её пространство – это пространство города,

ТЕМА ГОРОДА Николенкова – «городская» поэтесса. Её пространство – это пространство города,
наполненное узнаваемыми улицами, зданиями, площадями: гастроном под Шпилем, Ленинский, Шукшина. Городской мир распадается на тысячи кусочков, но строчки нанизываются друг на друга, и в итоге составляется единое целое, «скреплённое» ощущением лирической героини. Всё – предмет её поэзии и лирического переживания. Идя по улицам, героиня «оставляет» горести позади; город лечит её.

Прощай, моя любовь!
Куда податься?
Под Шпилем –
Злая очередь за соком,
В кофейне – тарарам,
Поскольку лето…

Слайд 36

На Ленинском позёмка начинается,
Нас возвращая из тоски в себя.
В «кофейнике» икона

На Ленинском позёмка начинается, Нас возвращая из тоски в себя. В «кофейнике»
подновляется,
И мальчики кровавые сидят.
И кофе чёрный, и миндаль поджаренный
Приносит мне старушка, семеня,
В углу бесстрастный гитарист лажается,
Вытягивая нервы из меня.
Саксонского фарфора, антикварные,
Благоухая, чашечки стоят.
На стенках знаки противопожарные
И маски завсегдатаев висят….

Слайд 37

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Как любому поэту, Н.Николенковой не чужда тема поэта и

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ Как любому поэту, Н.Николенковой не чужда тема поэта
поэзии. Обращаясь к ней, она не обходит стороной то, что писали об этом классики. Ей это необходимо, чтобы показать, что в современном мире положение поэта изменилось. Так, одно из стихотворений отсылает нас к «Пророку» А.С.Пушкина. Обыгрывая слова поэта «глаголом жечь сердца людей», Н. Николенкова приходит к парадоксальному выводу: в 20 веке только сам поэт получает «кайф» от того, что он делает.

Рисунок А. Третьякова

Слайд 38

Побриться наголо, сверкать макушкой голой
И жечь сердца божественным глаголом.
Бенгальские огни палить публично,
О

Побриться наголо, сверкать макушкой голой И жечь сердца божественным глаголом. Бенгальские огни
существительное чиркнув спичкой.
Ко лбам горячим рифмы прилагать –
И прилагательным поклонников сжигать.
Дружить до гроба с лесбиянкой музой –
Затем, чтобы предлогом и союзом,
Наречием, частицей жечь сердца,-
Так вот он, кайф, и нет ему конца!

Слайд 39

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ

Ноябрь
Последние невыцветшие листики.
Последние несломанные пестики.
Последнее молчание ягнят.
Молчаньем разбавляем звукоряд.
Ранеток капли на

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Ноябрь Последние невыцветшие листики. Последние несломанные пестики. Последнее молчание ягнят.
асфальте сереньком.
Густая, золотая кровь осенняя.
И птичий мат, и мятый самиздат…
Мороз и солнце скоро победят!
Поэзия Н.Николенковой полна литературных аллюзий, реминисценций, непрямых цитирований. Это делает стихи более объёмными, выпуклыми, многозначными. Отсылки к известным произведениям позволяют Н.Николенковой играть словом, бросая его, как мячик, своему читателю: поймает – не поймает; поймет – не поймет.

Слайд 40

В целом лирическая героиня Н.Николенковой – человек с чутким, ранимым сердцем, всё

В целом лирическая героиня Н.Николенковой – человек с чутким, ранимым сердцем, всё
пропускающим через себя. Ей близки 60-е годы XX века с героями, устремленными в будущее, романтиками, открытыми миру. И сама она принимает весь мир. Предметом её лирического переживания становится и искусство далёких эпох, и чёрно-белое кино, и апрельский дождь, и «злая очередь за соком». Иными словами – ЖИЗНЬ.

Слайд 41

Ведущая к храму дорога
Заводит порой не туда.
Прощенья проси не у Бога:
Он занят

Ведущая к храму дорога Заводит порой не туда. Прощенья проси не у
тобой не всегда.
Любая дорога - от Бога.
Я верю в его города.
Имя файла: Николенкова-Наталья-Михайловна.pptx
Количество просмотров: 580
Количество скачиваний: 0