Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»

Содержание

Слайд 2

Роль библейских глав
Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции
Тема совести

Роль библейских глав Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции Тема
и веры человека
Проблема творчества и судьбы художника

Слайд 3

Булгаков М. А.

Булгаков М. А.

Слайд 4

Зигмунд Фрейд

Исследования творчества Булгакова наводят многих ученых на мысль, что на

Зигмунд Фрейд Исследования творчества Булгакова наводят многих ученых на мысль, что на
философскую концепцию романа повлияли взгляды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, его работа “Я и ОНО” о выделении Я, ОНО и
Я-идеала в человеке.

Слайд 5

Композицию романа образуют три причудливо
сплетенных между собой сюжетных линии,
в каждой

Композицию романа образуют три причудливо сплетенных между собой сюжетных линии, в каждой
из которых своеобразно преломились
элементы фрейдовского представления
о человеческой психике.

Слайд 6

В библейских главах романа –
олицетворение Я-идеала : герой стремится
к добру,

В библейских главах романа – олицетворение Я-идеала : герой стремится к добру,
истине и говорит только правду.

Иисус из Назарета
и Иешуа Га-Ноцри

Слайд 7

В московских главах - похождения
ОНО — Воланда
и его свиты, обличающей

В московских главах - похождения ОНО — Воланда и его свиты, обличающей
людские низкие
Страсти и пороки.

Слайд 8

Кто же олицетворяет Я…

Кто же олицетворяет Я?

ТАК кто же
олицетворяет Я?

Кто же олицетворяет Я… Кто же олицетворяет Я? ТАК кто же олицетворяет Я? !
!

Слайд 9

Все другие…

Все другие…

Слайд 10

Павел Флоренский

Трехмирность “Мастера и Маргариты”можно соотнести со взглядами известного русского религиозного философа,

Павел Флоренский Трехмирность “Мастера и Маргариты”можно соотнести со взглядами известного русского религиозного
богослова и ученого-математика П. А. Флоренского
Он писал: “...Истина есть
единая сущность о трех
ипостасях…”.

Слайд 11

Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток двух «миров» - «земного»,

Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток двух «миров» - «земного»,
содержащего в себе жизнь Москвы 30-х годов, и «библейского», включающего в себя персонажей, связанных с историей смерти Иешуа (Христа). Эти два мира пересекаются в своеобразном «третьем мире» - мире вечности.
«Троемирие»- основная философская концепция булгаковского романа – не открытие Булгакова. Как философская категория оно существует в трудах выдающегося украинского ученого Григория Саввича Сковороды.

Слайд 12

Г.С. Сковорода

Г.С. Сковорода

Слайд 13

Григорий Сковорода

Каждый из трех миров имеет две “натуры”: видимую и

Григорий Сковорода Каждый из трех миров имеет две “натуры”: видимую и невидимую.
невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма.

Библейский,
Символический

человеческий,
микрокосм


Космический.
Вселенная,
всеобъемлющий
макрокосм.

частный

частный

главный мир —
Космический.
Вселенная,
всеобъемлющий
макрокосм.

Библейский,
Символический

человеческий,
микрокосм

Слайд 14

У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное

У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное
и духовное, и это означает, что человек есть “внешний” и “внутренний,» И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего. земного тела
В романе “Мастер и Маргарита” двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбе добра и зла.

Слайд 15

__________________________________________
? Воланд ?

Соблазняет ,
искушает

Становится
Палачом
порока

Князь тьмы
Дьявол
Сатана
Черт

__________________________________________ ? Воланд ? Соблазняет , искушает Становится Палачом порока Князь тьмы Дьявол Сатана Черт

Слайд 16

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО
ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ».

Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" .Все эти определения встречаются в тексте романа.
Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859). Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!".

Слайд 17

И. Кант

И. Кант

Слайд 18

Иммануил Кант

Идеи Бога, свободы, бессмертия теоретически недоказуемы, но являются необходимой предпосылкой

Иммануил Кант Идеи Бога, свободы, бессмертия теоретически недоказуемы, но являются необходимой предпосылкой
нравственности.
Бог не чудотворец, а проявление высшей нравственности.
Решающее доказательство бытия Бога – существование в сознании человека морального закона, «доброй воли», идеи добра.

Слайд 19

"Книга Жизни"

Булгаков переосмыслил евангельский сюжет.
Иешуа Га-Ноцри не сын Божий,
а сын

"Книга Жизни" Булгаков переосмыслил евангельский сюжет. Иешуа Га-Ноцри не сын Божий, а
человеческий,
несущий высочайший моральный идеал добра,
сострадательности и отваги

Слайд 20

Роль библейских глав

В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены

Роль библейских глав В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа –
важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.

Слайд 21

Почему, не желая гибели "бродячего философа", не веря в его виновность, Понтий Пилат

Почему, не желая гибели "бродячего философа", не веря в его виновность, Понтий
всё таки подписывает распоряжение о его казни?

Слайд 22

Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком

Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком
на земле?»

Человеческую судьбу
и сам исторический процесс
определяет
непрерывный поток истины,
следование высоким идеалам
справедливости, милосердия

Слайд 23

-Вы - писатель?
-Я - МАСТЕР.

-Вы - писатель? -Я - МАСТЕР.

Слайд 24

«Он не заслужил света,

он заслужил покой»

«Он не заслужил света, он заслужил покой»

Слайд 25

Два мнения

1. Это наказание за малодушие: он не дописал роман, сдался.
2. Мастер

Два мнения 1. Это наказание за малодушие: он не дописал роман, сдался.
обрёл то, что о чём мечтал: обрел желанный уют, верную спутницу жизни, будет писать так, как хочется, будет слушать музыку, постигать мудрость жизни.
Где истина?

Слайд 26

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение
или следование определенным идеалам, идеям?

Слайд 27

Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой,

Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой,
определяющей место этого человека в этом мире

Слайд 28

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро
и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»
Имя файла: Нравственное-и-философское-кредо-М.-А.-Булгакова-в-романе-«Мастер-и-Маргарита».pptx
Количество просмотров: 236
Количество скачиваний: 0