Владимир Галактионович Короленко

Содержание

Слайд 2

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного
чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи праведного». Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.

Дом –музей Короленко

Слайд 3

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в
Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко. Его аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе. Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Вологодскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.

Слайд 4

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться
в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным».

Короленко в кругу семьи

Слайд 5

С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во

С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во
время ссылки Владимир Галактионович избавляется о наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющимся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно то, о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция. В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В результате этого, беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал – за попытку к бегству)

Короленко на судебном заседании

Слайд 6

Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко

Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко
сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.

Слайд 7

Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе. Недаром, что один из его

Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе. Недаром, что один из его
друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать или не присягать царю, подшучивал, что если бы он присягнул, то обязательно бы стал террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести. В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть царю, ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего этого. Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам.

Слайд 8

За годы скитания по тюрьмам и ссылкам, давшие сюжеты самым сильным, «сибирским»,

За годы скитания по тюрьмам и ссылкам, давшие сюжеты самым сильным, «сибирским»,
рассказам, писатель встречал разных людей: убийцы, и жертвы часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств. Убийство и пролитие крови – темы волновавшая многих писателей XIX века и рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», хотя идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко. Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Неизменная расположенность к людям снискала ему доверие якутских жителей и тамошних ссыльных. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель неосознанна до конца, – вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Дом-музей Короленко

Слайд 9

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим,

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим,
и в их центре – не покорившийся человек.

Слайд 10

После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни,

После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни,
Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам. Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом «История моего современника», где, в общем, занимался анализом своих духовных поисков.

Слайд 11

Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая

Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая
натура требовала справедливости. Понятия «литература» и «борьба» для Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин». Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого. 

Полтава. Могила В.Г. Короленко

Мемориальная доска В.Г. Короленко в г. Житомире

Слайд 12

В. Г. Короленко Сон Макара(краткий пересказ)

Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое

В. Г. Короленко Сон Макара(краткий пересказ) Макар — главный герой, крестьянин. Сам
произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил.
В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..» Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские.

Слайд 13

Вопросы

Что вызвало у окружающих слёзы во время рассказа Макара?
Почему чаша с грехами

Вопросы Что вызвало у окружающих слёзы во время рассказа Макара? Почему чаша
Макара «поднималась всё выше»?
Что могло лежать на второй чаше весов, обеспечивающее прощение грехов Макара?
Какую интерпретацию вы можете дать рассказу?

Слайд 14

В. Г. Короленко «Чудная» (краткий пересказ)

Морозова — главная героиня, политзаключенная. В центре повествования этого раннего произведения

В. Г. Короленко «Чудная» (краткий пересказ) Морозова — главная героиня, политзаключенная. В
писателя — рассказ конвойного-жандарма Гаврилова о девушке-«политичке» (политзаключенной) Морозовой, которую он сопровождал в ссылку. Рассказчику она показалась ребенком: «волосы русые, в одну косу собраны, на щеках румянец». Гаврилов сразу пожалел её, а дорогой даже думалось ему: «у начальства попросить да в жены её взять. Ведь уж я бы из неё дурь-то эту выкурил». Но больше всего удивляет рассказчика не гордая непокорность Морозовой, её постоянные препирательства с конвойными, а то, что она «побрезгала» с ними чай пить. Видя, что ссыльная больна и отказывается от его тулупа, он вынужден соврать ей, что тулуп казенный и «по закону арестованным полагается». Непреклонность Морозовой поражает даже её товарища по ссылке Рязанцева, который называет её «сектанткой» и «настоящей боярыней Морозовой». Знаменательны и слова Рязанцева: сломать её можно. «Вы и то уж сломали… Ну, а согнуть, — сам, чай, видел: не гнутся этакие». Умершая вскоре «сердитая барышня», которую жандармы назвали «чудной» за то, что она «как приехала, так прямо к ссыльному пошла», не выходит из головы Гаврилова. Сам же автор, положив в основу рассказа реальную историю (прототип — Е. Л. Улановская), явно хотел уйти от прямолинейности, показав сложность, а временами трагическую безысходность взаимоотношений с людьми. Гаврилов говорит: «От меня она зла не видала, а я на ней зла не помню», выражая тем самым свою приверженность христианской этике. Сугубо человеческие, родительские мотивы движут матерью Морозовой, которая, продав унаследованный дом, отправляется к своей «голубке», которая хоть и «побранит, рассердится», а «все же рада будет». Искренне плачет по безвременно погибшей жизни Чудной девка со станции. Наконец, состраданием и томлением полна душа самого автора-повествователя. И только героиня — бесстрастная, хладнокровная, вот еще одно значение её фамилии — остается охваченной идеей борьбы. Современникам Короленко характер Морозовой казался символом силы духа, готовности к революционному самопожертвованию.

Слайд 15

Вопросы

К чему привели принципы политзаключённую?
Что они ей дали?
Короленко пишет о

Вопросы К чему привели принципы политзаключённую? Что они ей дали? Короленко пишет
ее убеждениях и ее принципиальности: «Сломать ее можно… ну а согнуть – сам, чай, видел: не гнуться такие». Что звучит в этих словах?
Как вы относитесь к такого рода людям: с твёрдыми убеждениями, с негнущейся волей, с жёстким характером?
Как вы думаете: такие люди нужны в современном мире?

Слайд 16

В. Г. Короленко «Парадокс» (краткий пересказ)
Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого

В. Г. Короленко «Парадокс» (краткий пересказ) Ян Криштоф Залуский — главный герой.
от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их помощью «феномен», как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза действительно стала, как её и называет Залуский, афоризмом. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья,подчеркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Именно врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

Слайд 17

1.Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета» в рассказе «Парадокс»

1.Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета» в рассказе «Парадокс»
Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек – часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
2. Как вы понимаете эти слова?
3. Согласны ли вы с таким мнением писателя?
4. В чём состоит парадокс этого афоризма?

Вопросы

Парадокс – это противоречие, несоответствие, взаимоисключающее понятие

Имя файла: Владимир-Галактионович-Короленко.pptx
Количество просмотров: 536
Количество скачиваний: 8