Образ коня в каргопольской игрушке

Содержание

Слайд 2

Комментарии.
Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят

Комментарии. Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые
в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой. Презентацию можно использовать на уроках с целью дать более широкое понятие о каргопольской игрушке, её глубоких корнях и способах её изготовления.
Разнообразие сюжетов с использованием коня позволит шире взглянуть на этот удивительный образ, разбудить детскую фантазию, и получить новый импульс для творчества.

Слайд 3

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма
художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа

«Всадник». Каргопольская игрушка, Шевелев Вал. Д.

Слайд 4

Народное искусство всегда понятно и любимо. Материалы для изготовления игрушки были

Народное искусство всегда понятно и любимо. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными.
разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Её содержание конкретно и лаконично.

Слайд 5

Многие из традиционных промыслов, изготовляющих такие игрушки, существуют и в наше время.

Многие из традиционных промыслов, изготовляющих такие игрушки, существуют и в наше время.
Один из таких центров - старинный город Каргополь, что расположен на севере нашей родины в Архангельской области у истока реки Онеги.

Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д.

Слайд 6


Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д.

Здесь сохранилась

Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д. Здесь сохранилась великолепная белокаменная архитектура, выстроенная несколько столетий назад.
великолепная белокаменная архитектура, выстроенная несколько столетий назад.

Слайд 7

Каргополь. Церковь Рождества Богородицы /1678-1680/. Фото Шевелева Вл. Д.

Каргополь. Церковь Рождества Богородицы /1678-1680/. Фото Шевелева Вл. Д.

Слайд 8

Своеобразным символом города стала каргопольская глиняная игрушка

«Полкан», Бабкина У. И.

«Баба с

Своеобразным символом города стала каргопольская глиняная игрушка «Полкан», Бабкина У. И. «Баба с птицей», Дружинин И.В.
птицей», Дружинин И.В.

Слайд 9

С давних пор жители Каргополя и его окрестностей занимались гончарным делом, лепили

С давних пор жители Каргополя и его окрестностей занимались гончарным делом, лепили игрушки из глины
игрушки из глины

Слайд 10

Этот промысел был рождён крестьянским бытом. Как и все крестьяне, каргопольские

Этот промысел был рождён крестьянским бытом. Как и все крестьяне, каргопольские гончары
гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот.

«Уборка хлеба», Грузинский П.Н. ,1883г.

Слайд 11

Каргопольская игрушка. Шевелев Д. В.

Каргопольская игрушка. Шевелев Д. В.

Слайд 12

И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный

И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг.
круг. Мастера делали разную посуду, а из остатков глины - величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, свистульки.

Фрагмент экспозиции Музея каргопольской глиняной игрушки

Слайд 13

Среди домашних животных каргопольские крестьяне больше всего почитали коня. В облике

Среди домашних животных каргопольские крестьяне больше всего почитали коня. В облике золотого
золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Существует миф о солнечном боге, едущем по небу на колеснице.

Слайд 14

Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением

Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением конской головы.
конской головы.

Слайд 15

Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу. В композиции

Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу. В композиции русской
русской избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях, оно неотделимо от этого полета. Амулеты с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучими оберегами.

Слайд 16

Летающие и скачущие до небес кони - излюбленные образы русского фольклора.

Летающие и скачущие до небес кони - излюбленные образы русского фольклора.

Слайд 17

С детства и навсегда врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времен

С детства и навсегда врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных
и звучащие как заклинания: "Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет".
"Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" "В правое ухо влезь, в левое вылезь - станешь таким красавцем, каких свет не видывал".

Слайд 18

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе,

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари.
утвари. В сюжетах древних творений кони, как правило, изображаются вместе с Солнцем.

"Солнцеворот" на тульском полотенце.

Слайд 19

Рассмотрим фрагмент русской народной вышивки. Посередине дева или баба, солярные знаки

Рассмотрим фрагмент русской народной вышивки. Посередине дева или баба, солярные знаки (ромб,
(ромб, крест), дерево. Справа и слева от нее - кони или конники. Здесь возможны варианты двух солнц, солнца восходящего, и солнца заходящего, зари утренней и зари вечерней. Или более широкое толкование этих двух коней-солнц - «весна - красна и осень - матушка» . Конники - знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, Москва, 1990 "Встреча весны" на олонецкой женской рубахе. Начало 19 века. Из коллекции Якуничковой М.Ф. и Давыдовой Н.Я

Слайд 20

У каргопольского глиняного коня впереди обязательно нарисован или выдавлен солярный знак

У каргопольского глиняного коня впереди обязательно нарисован или выдавлен солярный знак ,
, обозначающий солнце, которое кони везут с востока на запад в подземный мир

Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел «Берегиня», Каргополь

Слайд 21

И всё же, главная функция коня, прежде всего - помощь в

И всё же, главная функция коня, прежде всего - помощь в крестьянском
крестьянском хозяйстве, возделывании земли, работах по заготовке леса. А на праздники повозки лошадей украшали и разъезжали по деревне.

«Тройка», Каргопольская игрушка, Шевелев Д.В.

Слайд 22

Конь был незаменимым животным в хозяйстве, без него жизнь крестьян была тяжёлой

Конь был незаменимым животным в хозяйстве, без него жизнь крестьян была тяжёлой
и бедной. И не удивительно, что его образ считался символом счастья.

Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел «Берегиня», Каргополь

Слайд 23

Лошадок лепили в большом количестве, и дарили друг другу с пожеланиями

Лошадок лепили в большом количестве, и дарили друг другу с пожеланиями достатка,
достатка, благополучия, счастья. За многие годы разработано множество сюжетов с использованием этого прекрасного животного.

Каргопольские игрушки. Центр народных ремёсел «Берегиня», Каргополь

Слайд 24

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и
и окраске. В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Например - соединение коня и повозки в единую композицию.

«Повозка», Шевелева К.П.

Слайд 25

Лепят игрушки из одного куска глины, постепенно распределяя её на все

Лепят игрушки из одного куска глины, постепенно распределяя её на все части
части изделия. Такая технология напрямую связана со свойствами глины.

Слайд 26

Вылепленные изделия сушат и обжигают в специальных печах. Древний способ декорирования

Вылепленные изделия сушат и обжигают в специальных печах. Древний способ декорирования изделий
изделий - обварка. Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными разводами.

«Кони», каргопольская игрушка. Шевелева О.В.

Слайд 27

Также расписывают игрушки темперными красками, рисуя на поверхности различные традиционные символы

Также расписывают игрушки темперными красками, рисуя на поверхности различные традиционные символы

Слайд 28

Используя сложившиеся традиционные приёмы, характерные для конкретного региона, мастера проявляют свою

Используя сложившиеся традиционные приёмы, характерные для конкретного региона, мастера проявляют свою творческую
творческую индивидуальность, настроение и понимание в изображениях образов, создавая при этом не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой.

«Повозка». Каргопольская игрушка, Шевелева К.П.

Имя файла: Образ-коня-в-каргопольской-игрушке.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0