Общее языкознание. Языковая концепция В. Гумбольдта

Содержание

Слайд 3

БЕРЛИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Гумбольдта

БЕРЛИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Гумбольдта

Слайд 5

Учение Гумбольдта о «языке» и «духе»

Центральное место в философии языка Гумбольдта занимает

Учение Гумбольдта о «языке» и «духе» Центральное место в философии языка Гумбольдта
учение о «языке» и «духе». Язык, по мнению ученого, — это внешнее проявление духа народа. Гумбольдт выдвигает идею «национального мировоззрения», «народного духа», которым якобы руководствуется развитие языка и которое способно объяснить различие человеческих языков. Дух народа и язык народа неразрывны. Языки не пассивны по отношению к породившему их духу, но влияют на него. В природе и в языке действуют одни и те же закономерности, ибо природа – лишь развитие духовных сил. связь языка и духа безусловна, но это – необъяснимая тайна, которую человек постичь до конца не может, т.к. язык находится в постоянном движении.

Слайд 6

Ergon / Energeia

«Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia) ».

Ergon / Energeia «Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia)
«Язык следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс». Каждое поколение получает от предыдущего язык в готовом виде, но в этих готовых формах содержится все для обновления языка и вечного движения его в результате человеческого творчества. Подобная трактовка языка Гумбольдтом предвосхищает последующее разграничение диахронии и синхронии.

Слайд 7

Разные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета,

Разные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета,
а “различные видения” его

ПОДСНЕЖНИК
Snowdrop
Perce-neige
Schneeglöckchen
Сampanilla de invierno

Слайд 8

Язык индивида / Язык народа

«В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное со

Язык индивида / Язык народа «В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное
всеобщим, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит на одном языке и что каждый человек обладает своим языком».

Слайд 9

Объективная действительность / мышление / язык

Решая проблему взаимоотношения объективной действительности, мышления и

Объективная действительность / мышление / язык Решая проблему взаимоотношения объективной действительности, мышления
языка, Гумбольдт пишет о промежуточном языковом мире, языке как особом мировоззрении. Слово не отпечаток предмета, а отпечаток порожденного (предметом) в душе образа. У каждого человека субъективное восприятие накладывается на объективное, поэтому каждая человеческая индивидуальность – воплощение особого мировоззрения.

Слайд 10

Язык как система

Язык как система

Слайд 11

Учение о строении и совершенстве языков

1.Каковы причины многообразия языков мира?
2.Каковы причины изменений,

Учение о строении и совершенстве языков 1.Каковы причины многообразия языков мира? 2.Каковы
происходящих в языках?
3.Каковы перспективы развития языков мира?

Слайд 12

Инкорпорирующие языки

Чукотский язык:
Тымэйӈылевтпыгтыркын (t-ə-mejŋ-ə-levt-pəγt-ə-rkən) — У меня сильно болит голова. (Скорик 1961:

Инкорпорирующие языки Чукотский язык: Тымэйӈылевтпыгтыркын (t-ə-mejŋ-ə-levt-pəγt-ə-rkən) — У меня сильно болит голова.
102)
В одном слове содержится пять морфем, три из которых являются корневыми.
Пример восьмипорядковой деривации в эскимосском языке:
igdlo-ssua-tsia-lior-fi-gssa-liar-qu-gamiuk
дом-большой-довольно-изготавливать-место-быть-идти-велеть-когда.он.его,
«Велев ему пойти туда, где строился довольно большой дом».

Слайд 13

АНТИНОМИИ ГУМБОЛЬДТА

1.Противоречие между социальным и индивидуальным моментами в языке. Язык одновременно является

АНТИНОМИИ ГУМБОЛЬДТА 1.Противоречие между социальным и индивидуальным моментами в языке. Язык одновременно
принадлежностью индивида и отражает общественные и национальные факторы.
2.Противоречие между завершением развития языка в данный момент и его непрерывным развитием.
3.Противоречие между языком как совокупностью определенных фактов и вместилищем приемов, с помощью которых развивается речь.
4.Противоречие между языком как определенной системой и в то же время реализацией в виде отдельных актов речевой деятельности.
5.Противоречие между языком как средством объективизации мысли, доступной благодаря этому и для других, и языком как стимул мысли слушающего.
6.Стремление отличить логические формы мышления от языковых форм, в частности грамматических, хотя Гумбольдт настаивал на влиянии системы языка на характер мышления.
7.Противоречие понимания и непонимания.