Особенности храмового зодчества

Содержание

Слайд 2

Особенности храмового зодчества
Буддийские храмы, постройки Ислама,
Индуистские храмы

Особенности храмового зодчества Буддийские храмы, постройки Ислама, Индуистские храмы

Слайд 3

В Юго-Восточной Азии, на острове Ява в Индоне­зии, наиболее полно представлены традиции

В Юго-Восточной Азии, на острове Ява в Индоне­зии, наиболее полно представлены традиции
буддийской храмовой архитектуры.

Я́ва — остров в составе Индонезии (столица Индонезии, Джакарта, расположена на этом острове). Площадь — 132 тыс. км².

Слайд 4

В центральной части острова находится один из крупней­ших памятников буддизма – Боробудур

В центральной части острова находится один из крупней­ших памятников буддизма – Боробудур
– «мно­жество Будд».
Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.

Боробудур. VIII век.

Слайд 5

Храмовые постройки Боробудура представляют кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием.
Боробудур состо­ит из

Храмовые постройки Боробудура представляют кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Боробудур состо­ит из
девяти частей:
из прямоугольного основания,
пяти квадратных тер­рас
трёх круглых ярусов, нанизанных на одну ось.

Боробудур. VIII век. Общий вид.

Слайд 6

Храм Боробудур воспринимался как центр мира, в котором нахо­дится дом Будды.

Его

Храм Боробудур воспринимался как центр мира, в котором нахо­дится дом Будды. Его
постройки и убранство имели сим­волический смысл, отражающий предс-тавления верующих об устройстве мироздания.

Слайд 7

На плане Боробудура видны круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что

На плане Боробудура видны круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что
мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли.
Квадрат – знак зем­ли,
Круг – знак неба,
Круг, вписанный в квадрат, сим­волизировал Вселенную.

Боробудур. VIII век. Общий вид сверху.

Слайд 8

Боробудур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх – путь к просветле­нию. Паломники,

Боробудур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх – путь к просветле­нию. Паломники,
преодолевая путь по открытым галереям, на разных уровнях, обретали различную степень такого просветле­ния.

Цель их восхождения - посещение ступы - колоколообразной башни
со шпилем.

Боробудур. VIII век.
Верхняя ступа.

Слайд 9

Скульп­тура и рельефы, также призваны были воплощать буддийское «постижение истины».
В них

Скульп­тура и рельефы, также призваны были воплощать буддийское «постижение истины». В них
воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды.

Слайд 10

В X-XI вв. Боробудур был заброшен. Лишь в 70-е годы XX века

В X-XI вв. Боробудур был заброшен. Лишь в 70-е годы XX века
Боробудур отреставрирова­ли. И вновь он обрёл множество паломников и посетителей со всех концов света.

Слайд 11

Культовые постройки ислама

Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть («место для совершения земных

Культовые постройки ислама Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть («место для совершения
поклонов»). Первоначально это был открытый, ого­роженный участок, где молящиеся, разместившись поперечны­ми рядами, обращались лицом в сторону Мекки.

Слайд 12

С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напомина­ющей крепость, окружённую глухими

С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напомина­ющей крепость, окружённую глухими
стенами, в которой намечены вхо­ды. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесённого арочными галереями.

Вид колонной
арабской мечети

Слайд 13

Михраб – ниша, обозначающая направление в сторону Мекки.
Минбар – возвышение, предназначенное

Михраб – ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Минбар – возвышение, предназначенное
для проповедей священника.
Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.

Михраб

Минбар

Слайд 14

Мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием.
В первые столетия

Мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия
существования ислама рядом с резиденцией правителя строили соборные мечети, в
ко­торых хранили казну и важнейшие документы.

Соборная мечеть (макет)

Слайд 15

Главный фасад всего сооружения со сто­роны улицы оформлялся айваном – арочным порталом

Главный фасад всего сооружения со сто­роны улицы оформлялся айваном – арочным порталом
больших масш­-табов. Вход в мечеть держали открытым, это означало вступление в пределы счастья, т.е. во владения Аллаха.

Мечеть Джама Масджид. Дели. Индия.

Слайд 16

С VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты («маяк») - башни,

С VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты («маяк») - башни,
с верхней площадки которых священник (муэд­зин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
Мечеть может иметь несколько минаретов (не более 8). Минарет и мечеть составляют единый ансамбль.

Мече́ть Сулеймание́. 1550-57гг. Стамбул. Турция.

Минарет Кутлуг-Тимура. XII-XIV вв.

Мечеть Кул Шариф.
1996г. Казань

Слайд 17

Минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название –
Башня Победы.

Минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название – Башня Победы.

Чрезвычайно строгий по архитектуре, высота – 73 м, диаметр основания – 16 м.
До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.

Минарет Кутб-Минар. 1191-1236гг. Дели. Индия.

Слайд 18

Мечеть-медресе  султана Хасана. XII в. Каир. Египет

В подобный архитектурный комплекс нередко входят и

Мечеть-медресе султана Хасана. XII в. Каир. Египет В подобный архитектурный комплекс нередко
медресе - мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения - худжры, в которых проживают семинаристы.

Слайд 19

Медресе Улугбека и Ширдор. 1619-1636гг. Самарканд. Узбекистан

Медресе Улугбека и Ширдор – жемчужины

Медресе Улугбека и Ширдор. 1619-1636гг. Самарканд. Узбекистан Медресе Улугбека и Ширдор –
архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал.

Слайд 20

Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена

Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена
фасада заставляет входящего сюда оста­новиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. По углам всего
ан­самбля возвышаются четыре стройных минарета.

Медресе Улугбека

Медресе Ширдор

Слайд 21

Индуистский храм

Индуистский храм

Слайд 22

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами и Гималайскими

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами и Гималайскими
предгорьями и южными территориями, прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.

Слайд 23

Архитектурные стили

Храмы классифицируют на три стиля:
стиль Нагара(Nagara) или северный стиль;
стиль

Архитектурные стили Храмы классифицируют на три стиля: стиль Нагара(Nagara) или северный стиль;
Дравида(Dravida) или южный стиль;
стиль Весара (Vesara) или гибридный стиль.

Слайд 24

Нагара или северный стиль

Стиль развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней

Нагара или северный стиль Стиль развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней
типа улья завершающейся большим круглым подобным подушке элементом, названным амалака, а в просторечии "Барабан". План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня круглая.

Слайд 25

С седьмого столетия южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся

С седьмого столетия южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся
ярусов, узкого горла, и купола на вершине. Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.

Дравида или южный стиль

Слайд 26

Строение индуистского храма

В своей основе тип индуистского храма практически без изменений

Строение индуистского храма В своей основе тип индуистского храма практически без изменений
сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени.
Строительство храмов и на севере, и на юге было подчинено канону, описанному в религиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала.

Слайд 27

Строение индуистского храма

Строение индуистского храма

Слайд 28

Строение индуистского храма

Строение индуистского храма

Слайд 30

Символика индуистского храма

Храм - место, где реализуется связь между человеком и

Символика индуистского храма Храм - место, где реализуется связь между человеком и
Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.

Слайд 31

Таким образом план храма очень символичен.
Горизонтально:
святилище – голова;
гопурам -

Таким образом план храма очень символичен. Горизонтально: святилище – голова; гопурам -
ноги божества;
маленькое помещение перед святилищем - нос;
антарала - шея;
Вертикально:
святилище - шея;
шикхара- голова;
иные элементы храма представляют другие органы.

Слайд 32

Храм также представляет мифическую золотую гору Меру, описанную в Пуранах, как центральную

Храм также представляет мифическую золотую гору Меру, описанную в Пуранах, как центральную
точку Вселенной, вокруг которой крутятся все остальные миры. Прототип или тень или напротив проекция золотой горы - реальная гора Меру расположена в Гархвальских Гималаях и имеет высоту 6666, странно, не правда ли?

Слайд 33

Индийская иконография – древнейшая наука и искусство.

Изображения в индуистских храмах делятся на

Индийская иконография – древнейшая наука и искусство. Изображения в индуистских храмах делятся
три группы в зависимости от основных деноминаций индуизма:
Шиваитская (культ Шивы);
Шактистская(культ Шакти);
Вишнуитская(культ Вишну);

Слайд 34

Изображения, в свою очередь, могут быть:
акала (неподвижными);
кала (подвижными).
Иногда появляются изображения

Изображения, в свою очередь, могут быть: акала (неподвижными); кала (подвижными). Иногда появляются
колкала(и подвижный, и неподвижный), то есть изображение,хранимое в гарбхаграхе,извлекается и помещается на храмовую колесницу.

Слайд 35

Индуистский храм представляет мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной

Индуистский храм представляет мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной
гопурам создает ощущение и символизирует великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями богов и богинь, должны напомнить зрителям об истинной цели существования и большом культурном и религиозном наследии.
Имя файла: Особенности-храмового-зодчества.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0