От классицизма к реализму

Содержание

Слайд 2

КЛАССИ֘ИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и

КЛАССИ֘ИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и
искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

РОМАНҘИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.

Слайд 3

Классицизм в литературе
Классицизм в живописи
Классицизм в архитектуре
Классицизм в музыке

Романтизм в литературе
Романтизм

Классицизм в литературе Классицизм в живописи Классицизм в архитектуре Классицизм в музыке
в живописи
Романтизм в архитектуре
Романтизм в музыке

Слайд 4

Классицизм в литературе

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью творчества

Классицизм в литературе Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью
становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

Слайд 5

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым
была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Слайд 6

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и
справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия
(Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Слайд 7

Классицизм в живописи

Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические

Классицизм в живописи Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые
нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров — от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.

Слайд 8

Классицизм в живописи

Жак-Луи Давид. Клятва Горациев

справка о картине

Классицизм в живописи Жак-Луи Давид. Клятва Горациев справка о картине

Слайд 9

Сюжет картины «Клятва Горациев»

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия,

Сюжет картины «Клятва Горациев» В основе картины лежит рассказ римского историка Тита
согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.

Слайд 10

Классицизм в живописи

В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина

справка о картине

Классицизм в живописи В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина справка о картине

Слайд 11

О портрете Г.Р.Державина

Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве В.Л.Боровиковского. Он

О портрете Г.Р.Державина Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве В.Л.Боровиковского.
запечатлел человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил.
Картина представляет собой традиционный парадный портрет. Нам явлен образ сенатора, члена Российской академии, государственного мужа, о чем говорят его мундир и награды. Но вместе с тем здесь представлен и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. Об этом свидетельствуют письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор, тщательно выписанный; полки с многочисленными книгами на заднем плане. И композиция, и цветовая насыщенность колорита вполне в духе XVIII века. Образ Г. Р. Державина похож и узнаваем. Однако в этом раннем портрете, увлекшись общими живописными стереотипами, художник оставил вне поля своего видения внутренний мир поэта.

Слайд 12

Классицизм в архитектуре

справка

Классицизм в архитектуре справка

Слайд 13

Классицизму в архитектуре свойственны такие черты

логичность планировки и геометризм объёмной формы.
идеальным

Классицизму в архитектуре свойственны такие черты логичность планировки и геометризм объёмной формы.
окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка.
определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.

Слайд 14

Классицизм в архитектуре

г.Алатырь. Крестовоздвиженская церковь

справка

Классицизм в архитектуре г.Алатырь. Крестовоздвиженская церковь справка

Слайд 15

Алатырская Крестовоздвиженская церковь

Алатырская Крестовоздвиженская церковь была открыта в 1827 году на деньги

Алатырская Крестовоздвиженская церковь Алатырская Крестовоздвиженская церковь была открыта в 1827 году на
горожан. Архитектурный стиль строения - русский классицизм - выразился в строгих геометрических формах церкви. Если смотреть на строение с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что оно имеет форму креста. Центральная часть здания - трехъярусная постройка, увенчанная куполом.

Слайд 16

Классицизм в музыке

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств. Содержание

Классицизм в музыке Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств.
музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната. Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Слайд 17

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов

Романтизм в литературе Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и
йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

Слайд 18

Романтизм в России

Русский романтизм сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло

Романтизм в России Русский романтизм сформировался в эпоху, когда стране еще только
вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых порах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.
Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.

Слайд 19

Романтизму были свойственны следующие черты:
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному
Задача не воссоздания, а

Романтизму были свойственны следующие черты: Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному Задача не
пересоздания действительности
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека
Утверждение человеческой индивидуальности

Слайд 20

Романтизм в живописи

О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского

справка

Романтизм в живописи О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского справка

Слайд 21

Романтизм в живописи

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и

Романтизм в живописи В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи
графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка. Живопись тонкослойная, лессировочная с небольшим количеством белил в светах. Красочный слой разрывается жестким кракелюром и имеет разновременные тонировки.

Слайд 22

Романтизм в живописи

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана

справка

Романтизм в живописи Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана справка

Слайд 23

О картине К.Д.Фридриха

«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem Nebelmeer)

О картине К.Д.Фридриха «Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem
— картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.

Слайд 24

Романтизм в архитектуре

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный

Романтизм в архитектуре Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает
силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Основной для него в архитектуре стала готика, которую старались приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко, но только в XIX в. они получают большое распространение.

Слайд 25

Романтизм в архитектуре

Воронцовский дворец в Ялте

Романтизм в архитектуре Воронцовский дворец в Ялте

Слайд 26

О Воронцовском дворце

Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX в.,

О Воронцовском дворце Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX
построенный для видного военного государственного деятеля России графа (а впоследствии Светлейшего Князя) М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.

Слайд 27

Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его

Романтизм в музыке В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие
заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Композиторы-романтики большое внимание уделяли душевным переживаниям человека, стремились передать их с помощью доступных музыке средств выразительности. Музыка превратилась в поток чувств и страстей, она стала динамичной, развивающейся, влекущей за собой.
В этот период начали развиваться песенные жанры, появляются новые фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский
Имя файла: От-классицизма-к-реализму.pptx
Количество просмотров: 136
Количество скачиваний: 0