ПЕРВОБЫТНЫЕ И ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Содержание

Слайд 2

Классификация религий

По субъекту
(по степени распространения)
Племенные
Этнические
Мировые

По объкту
(по степени абстрактности)
Первобытные
Политеистические
Монотеистические

Классификация религий По субъекту (по степени распространения) Племенные Этнические Мировые По объкту

Слайд 3

В контексте исторического развития:

Первобытные племенные
(Ранние формы религий)

40тыс. лет назад вплоть до

В контексте исторического развития: Первобытные племенные (Ранние формы религий) 40тыс. лет назад
формирования гос-ых образований

Национальные политеистические
(Древние религии)

Например:
древнегреческий пантеон, древнеримский,
древнеиндийский,
древнегерманский и т.д.

Мировые монотеистические
(христианство, ислам)

Слайд 4

В логическом контексте:

Этнические
(национальные)

Первобытные

Политеистические

Племенные

Монотеистические

Мировые

В логическом контексте: Этнические (национальные) Первобытные Политеистические Племенные Монотеистические Мировые

Слайд 5

Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика

Слайд 6

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Слайд 7

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Фетишизм

особое отношение к отдельным предметам, выделенным из всего окружения

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ) Фетишизм особое отношение к отдельным предметам, выделенным
и обладающим для древних таинственным характером

Слайд 8

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Тотемизм
вера в существование особой связи между людьми и животными

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ) Тотемизм вера в существование особой связи между
или растениями
Родоначальник
Кровный родственник
Защитник, покровитель рода
Самоиденцифицирующих фактор

Слайд 9

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Магия
совокупность действий. обрядов, в основе которых лежит вера в

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ) Магия совокупность действий. обрядов, в основе которых
возможность влияния на людей, предметы, явления, путем обращения к их таинственным силам

результат познавательной деятельности

использование магической силы фетишей и тотемов

Табу
система смертельныхн запретов

пищевые

половые
(семейно-брачные)

социальные

ритуальные

Слайд 10

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Анимизм
Изображение и поклонение небесным светилам,
изучение звездного неба,
наименование

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ) Анимизм Изображение и поклонение небесным светилам, изучение
созвездий,
наполнение природы духами,
приписывание человеку души,
появление представлений о ее бестелесности, загробной жизни и бессмертии

Слайд 11

Общая характеристика первобытных религий

Члены племени равны между собой в отправлении культа
Не существует

Общая характеристика первобытных религий Члены племени равны между собой в отправлении культа
дифференциации в системе жертвоприношений.

Господствует культ природы
Сознание синкретично
Религия играет системообразующую роль
Частное и общее, природа и человек непротивопоставляются

Духи выступают как равные людям
Духи бесполы и безличностны
Между ними не существует иерархии

Слайд 12

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Господствует культ могущественных богов
Это первая классовая религия

Антропоморфность
Персонифицированность
Абстрактность
Трансцендентность
Иерархизм

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ Господствует культ могущественных богов Это первая классовая религия Антропоморфность Персонифицированность Абстрактность Трансцендентность Иерархизм

Слайд 13

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Могущественный вождь, патриарх

Обожествление

Слияние с тотемным культом

генотеизм

Появление многочисленных богов

Формирование пантеона

Синтез с первобытными

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ Могущественный вождь, патриарх Обожествление Слияние с тотемным культом генотеизм Появление
культами

Объединение племен и ранних гос-ых образований

Слайд 14

Амон

Анубис

Тот

Амон –бог урожая и воздуха, покровитель Фивы. Изображался в виде человека (изредка

Амон Анубис Тот Амон –бог урожая и воздуха, покровитель Фивы. Изображался в
с головой барана), в короне с диском солнца и двумя высокими перьями, со скипетром в руке.
Анубис имел образ дикой собаки либо шакала (иногда изображался человеком с собачьей головой или головой шакала). Считался покровителей царства мертвых.
Гор - покровителем фараонов, считавшихся его земным воплощением. Бог света и неба. Он изображался в виде человека имеющим голову сокола, в короне

Осирис сначала считался богом природы, позднее стал богом загробного царства и судьей умерших людей. Изображался в виде мумии человека с бородой в короне увенчанной перьями, держащий скипетр и плеть в руках.
Исида – мать, сестра и жена Осириса. Изображалась как женщина с коровьими рогами и диском солнца на голове, со стеблем папируса, который она держала в руке.

Тот – бог луны, письма, счета и мудрости. Его изображением был человек имеющий голову ибиса, зачастую с палитрой и кистью для письма в руках

Слайд 15

Ан - старейшина богов, существовавший еще до отделения Неба от Земли. Он

Ан - старейшина богов, существовавший еще до отделения Неба от Земли. Он
никогда не изображается действующим, но всегда советующим. По праву старшинства он управляет собранием богов, но его голос в нем практически не слышен. Энлиль - божество со множеством функций. Он повелитель воздуха и ветра. Однако впоследствии он понимался только как бог-покровитель царской власти , карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам. Думузи - божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). Впоследстии был отожествлен с Энлилем. Инанна=Иштар=Нинлиль - «госпожа неба», олицетворяющая силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе. Инанна - дева-воительница, она никогда не рожает, покровительствуя только самим отношениям между полами.

Слайд 16

Арамазд – верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия,

Арамазд – верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог
отец богов. Главное святилище Арамазда находилось в Багаване и Ани. Анаит – богиня-мать, богиня плодородия и любви и жена Арамазда. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (15 августа).

Астхик – в армянской мифологии богиня любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар, посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).
Ваагн - бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян, сын Арамазда. Главный храм находился в Аштишате.
Мгер – бог чистоты, доброты и справедливости, бог небесного света и солнца, сын Арамазда. Главное святилище в поселке Багаридж гавара Ернджак.
Ванатур – бог гостеприимства, Тир – бог письменности, образования. Был писцом Арамазда и в его руках находилась судьба людей. Главное святилище нахосились в селении Еразамайн между Вагаршапатом и Арташатом.
Нане – покровительница семьи и воительница. Главный храм находился в гаваре Даранагах

Слайд 17

Особенности армянских политеистических верований

Тенденция к монотеизму во главе с верховным богом-творцом;
Пантеон был

Особенности армянских политеистических верований Тенденция к монотеизму во главе с верховным богом-творцом;
представлен одной семьей богов: все боги находились между собой в родственных отношениях;
Пантеон возглавляла троица Арамаз-Анаит-Мгер общепринятых и наиболее почитаемых космологических богов

В пантеоне не было злых богов. Существовали только злые духи, которые не считались выше людей;
Превозносились, свет, справедливость, семья, науки, искусства и все доброе.

Слайд 18

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Слайд 19

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Общий для всех систем природный компонент, связанный с познание и осмыслением

ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ Общий для всех систем природный компонент, связанный с познание и
окружающего мира
Социально-политический компонент, связанный с отражением социально-политических отношений

Слайд 20

Основные социальные факторы, влияющие на изменения в политеистической системе

Организация социальных отношений и

Основные социальные факторы, влияющие на изменения в политеистической системе Организация социальных отношений
производственной деятельности
Форма правления
Объединение племен
Изменение племени-гегемона
Другие события в социальной и политической жизни
Имя файла: ПЕРВОБЫТНЫЕ-И-ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ-РЕЛИГИИ-.pptx
Количество просмотров: 387
Количество скачиваний: 0