Письменная литература Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Летопись, житие, поучение, хронограф
Хождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева)
Повесть (историческая, сатирическая, бытовая)
Исторические

Летопись, житие, поучение, хронограф Хождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева) Повесть (историческая,
песни и духовные стихи

Минимум вымысла

III этап
16 – 17век
переход к литературе нового времени

Слайд 3

Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало основным

Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало основным
жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси

Слайд 4

Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и Богу Стиль

Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и Богу
повествования – высокий, торжественный, несколько ученый, насыщенный цитатами из Священного Писания

Слайд 5

Композиция правильного жития:

Вступление (автор просит прощение у читателей за свое неумение писать,

Композиция правильного жития: Вступление (автор просит прощение у читателей за свое неумение
за грубость изложения)
Собственно житие (рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти)
Заключение (похвала святому – своеобразная ода в прозе)

Слайд 6

АГИОГРАФИЯ
[< греч. Agios - святой + grafo - пишу].
Церковно-житийная

АГИОГРАФИЯ [ Церковно-житийная литература, посвященная святым
литература, посвященная святым

Слайд 7

Герои жития: Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение всех возможных

Герои жития: Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение всех
и невозможных добродетелей Отрицательный герой – злодей, вводится в житие обычно только для контраста – на заднем плане

Слайд 8

Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас

Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас
дошли три оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского

Слайд 9

Икона «Преподобный Сергий Радонежский».
18 в.

Сергий Радонежский.
Икона 20 века.

Икона «Преподобный Сергий Радонежский». 18 в. Сергий Радонежский. Икона 20 века.

Слайд 11

А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в

А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в
поход на татар. 1380 год». 1880.

Слайд 12

Дионисий.
Деяния Сергия
Радонежского.
Икона из Успенского
собора
в Дмитрове.
Вторая половина 15

Дионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.
века.

Слайд 13

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76)
В правление Алексея Михайловича:
Усилилась центральная власть и оформилось

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76) В правление Алексея Михайловича: Усилилась центральная власть и оформилось
крепостное право;
Воссоединена с Русским государством Украина (1654),
Возвращены Смоленск, Северская земля
Подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71;
Произошел раскол русской церкви.

Слайд 14

НИКОН
(Минов Никита)
(1605-81)
русский патриарх с 1652.
Провел церковные реформы, вызвавшие

НИКОН (Минов Никита) (1605-81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие
раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил патриаршество. Собор 1666-67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север.

Слайд 15

Двуперстное крестное знамение.

Двуперстное крестное знамение.

Слайд 16

АВВАКУМ Петрович
русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в

АВВАКУМ Петрович русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.
Русской православной церкви.

Слайд 20

В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой.
1886 год.

В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. 1886 год.

Слайд 21

Священномученик Аввакум
(в центре)
с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.

Слайд 22

Автограф «Жития Аввакума»
с припиской старца Епифания.

Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.
Имя файла: Письменная-литература-Древней-Руси.pptx
Количество просмотров: 170
Количество скачиваний: 0