Подросток и драматургия

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Особенности устройства драматического произведения.
Формы работы с драматическим произведением в школе.
Логика анализа

Вопросы Особенности устройства драматического произведения. Формы работы с драматическим произведением в школе.
драмы Н. Островского «Гроза».

Слайд 3

Драма как род литературы

Хализев В.Е. Драма // ЛЭС. С. 100-102.
“Д. - один

Драма как род литературы Хализев В.Е. Драма // ЛЭС. С. 100-102. “Д.
из трех родов лит-ры (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. <...> В Д. доминирует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или оказывается под угрозой <...>
Большинство Д. построено на едином внеш. действии, с его перипетиями <...>, связанном, как правило, с прямым противоборством героев <...> Однако в хрониках У. Шекспира и в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина единство внешнего действия ослаблено, а у А.П. Чехова отсутствует вовсе <...> Нередко в Д. преобладает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации и напряженно размышляют”. “В Д. решающее значение имеют высказывания персонажей, к-рые знаменуют их волевые действия и активное самораскрытие, повествование же <...> является подчиненным, а то и вовсе отсутствует; произнесенные действ. лицами слова составляют в тексте сплошную непрерывную линию”.

Слайд 4

Особенности устройства драматического произведения

Внутренний мир: герой (характер, тип, амплуа, система персонажей), пространство

Особенности устройства драматического произведения Внутренний мир: герой (характер, тип, амплуа, система персонажей),
и время (художественное и сценическое), сюжет (действие, конфликт, событие, завязка, кульминация, развязка, начальная и финальная ситуации, перипетия)
Текст: паратекст (ремарка, афиша, номинации, заглавие), реплика, диалог, монолог
Жанры: трагедия, комедия, драма, смешанные формы.

Слайд 5

Формы работы с драматическим произведением в школе

1.Первичное восприятие и предпонимание:
Читка пьесы.
2.Анализ и

Формы работы с драматическим произведением в школе 1.Первичное восприятие и предпонимание: Читка
интерпретация:
Прояснение сути и развития конфликта.
3.Творческая работа
Творческая интерпретация-перевод.
4.Проектная работа:
Class Act (Никола МакКартни, Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев).
«Школа драмы» (С.П. Лавлинский).
«Театральная мастерская» (В.И. Тюпа).

Слайд 6

Логика анализа драмы Н. Островского «Гроза»

1 урок. Тайна «Грозы». Катерина и другие

Логика анализа драмы Н. Островского «Гроза» 1 урок. Тайна «Грозы». Катерина и
(Начальная ситуация драмы). Анализ 1 действия. - Какое значение в драме «Гроза» имеет 1 действие?
2 урок. Выбор Катерины. (Завязка конфликта). Анализ 2 действия. - Почему Катерина берет ключ?
3 урок. Грех и воля Катерины. (Развитие конфликта). Анализ 3 действия. - Что значит любовь для Катерины?
4 урок. Признание Катерины. (Развитие конфликта). Анализ 4 действия. - Почему Катерина признается в измене мужу?
5 урок. Гибель Катерины. (Развязка конфликта). Анализ 5 действия. - Почему погибла героиня «Грозы»?
6 урок. Природа конфликта и образ грозы в драме.

Слайд 7

Ключевые вопросы к драме «Гроза».

В каких местах действия разворачиваются события «Грозы»? Перечислите

Ключевые вопросы к драме «Гроза». В каких местах действия разворачиваются события «Грозы»?
их. Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения пространственных участков действия? (На основе этого вопроса выявляется комплекс наблюдений, подготавливающий анализ каждого отдельного топоса драмы).
Назовите основные «конфликтные точки» (события, обостряющие основное противоречие драмы), помогающие понять смысл всего произведения.
Что означает воля и неволя в словах главных персонажей?
Какое значение имеет любовь в судьбе Варвары, Тихона, Бориса и Катерины?
Почему погибает Катерина?
Кто из персонажей более всего виновен в смерти Катерины? (Или: кто из персонажей подталкивает Катерину к самоубийству?)
Почему пьеса называется «Гроза»?

Слайд 8

Class Act Никола МакКартни

Class Act Никола МакКартни

Слайд 9

Никола МакКартни - профессиональный драматург, который занимается Class Act дольше всех, с

Никола МакКартни - профессиональный драматург, который занимается Class Act дольше всех, с
1997 г.
В России Class Act действует с 2004 г.
Театр "Треверс" осуществляет этот проект на протяжении двадцати лет.
Методика: "Сначала профессиональные драматурги идут в выбранные школы и учат детей самым простым основам драматургии. Важно, что приходят в школы только профессионалы, начинающие не годятся. Считается очень почетным поучаствовать в таком проекте«
"Мы работаем с 14-16-летними людьми, пишущими пьесу на 5-7 минут, и обращаемся с ними так же, как театры обращаются с серьезными авторами. Мы считаем подростка профессиональным драматургом. Принцип — уважение. Некоторые дети здесь впервые чувствуют, что к ним и их произведениям относятся серьезно. Мы учим их выражать свои мысли, чувства, идеи, отпираем дверь к их творческим возможностям. Это важно для их будущего, а не только для театра. Ни при каких обстоятельствах мы не переписываем пьесы и ничего в них не меняем".

Слайд 10

"Есть четыре основные цели. Первая — найти новых потенциальных драматургов. У «Трэверс»

"Есть четыре основные цели. Первая — найти новых потенциальных драматургов. У «Трэверс»
три сцены и постоянная потребность в авторах. Но обнаружить драматургический «бриллиант» в школе получается редко.
Вторая цель — привлекать и воспитывать новую публику. Тинейджеры в театр ходят мало, но после участия в Class Act начинают им интересоваться.
Что делать, если ребенок написал плохую пьесу? И это третья цель. Мы учим их общаться друг с другом цивилизованно. Обсуждать работы, но не оскорблять. Повышается самооценка, подросток взрослеет. Вот почему я занимаюсь этим с таким упорством.
Есть еще один положительный эффект. Школьники начинают учиться лучше. У них появляется умение выражать свои мысли и, безусловно, исправляется правописание. Но главная цель остается прежней — написать великое произведение.

Слайд 11

Проекты Николы МакКартни

Class Act в Глазго (шотландские дети из бедных районов -

Проекты Николы МакКартни Class Act в Глазго (шотландские дети из бедных районов
здоровые и инвалиды, русские дети из детдома)
Class Act в Тольятти (Максвел Дуглас, Вадим Леванов, Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев)
Тюремные проекты
Реабилитационный проект в женской тюрьме
"Возрастной обмен"

Слайд 12

Вячеслав Дурненков (драматург)

Вячеслав Дурненков (драматург)

Слайд 13

Для начала стоит объяснить участникам, что это игра. Никакой учебы, сплошное удовольствие.

Для начала стоит объяснить участникам, что это игра. Никакой учебы, сплошное удовольствие.
Второй тезис: «Театр — весело», в нем «кислых» не любят. И дальше начинается наша работа. Смотрю, что им интересно, и иду в эту сторону, оттуда мы потом «незаметно» возвращаемся к базовым положениям драматургии. Грубо говоря, анализируем их любимый фильм, обсуждаем, почему в иных местах от экрана не оторваться. Сухая теория все что хочешь убьет, как и менторское отношение. Поэтому надо отталкиваться от их интересов. А для этого надо понимать, кто перед тобой.
Скажем, как объяснить ребенку, что такое ритм, конфликт? Для этого используется упражнение под условным названием «хомячок». Два ребенка разыгрывают короткую сценку: я отдал лучшему другу на хранение своего любимого хомячка, а он взял и умер. Звоню в дверь, прошу вернуть питомца, а друг всячески меня отговаривает. Усложняем задание: говорим по одной фразе на одну и ту же букву алфавита (ситуация та же — про хомячка).

Слайд 14

Или играем в «сделай хуже». Один человек бросает предложение. Скажем: «Я проснулся».

Или играем в «сделай хуже». Один человек бросает предложение. Скажем: «Я проснулся».
А второй говорит: «Сделай хуже». И так до конца, пока ситуация максимально не усугубится (смеется).
Дети в начале работы не понимают, что в благоприятных условиях их персонажи просто не смогут действовать, им постоянно нужно ставить препятствия. Потом, в процессе игры, сами приходят к пониманию конфликта и его необходимости.
Ну, или пишем на разных листочках место действия, время, минимум персонажей, меняемся листиками. Место, время, персонажи перетасовываются, человечки оказываются не в море, а в поле, и дальше пишется коротенькая пьеса. Что еще? Да, обязательно составляем паспорт персонажей: что они любят, чего боятся, о чем мечтают и т. п. Все как у взрослых драматургов.

Слайд 15

  Школа драмы С.П. Лавлинский

Наша ШД – это диалог нас, учеников школ, с

Школа драмы С.П. Лавлинский Наша ШД – это диалог нас, учеников школ,
минимальным читательским опытом, и учителя, открывшего нам смысл, правил чтения и понимания драмы. Я не любила читать драмы, мне казалось это чем-то неинтересным, слишком замудреным и недоработанным. Теперь я понимаю: читать, анализировать, интерпретировать, обсуждать и даже сочинять пьесы не сложнее, чем делать все это с прозаическим текстом. ШД действительно открыла для меня новый разносторонний род литературы. А беседы на занятиях и наши эксперимент ы с текстами повлияли на возникновение идей для создания своих собственных пьес.
Наша ШД оказалась не тем, что я ожидала. Семинар по драме… семинар по литературе… я приехала сюда с большим блокнотом и тремя ручками, чтобы записывать лекции. Что же я записала? Небольшой список драматических произведений, которые посоветовали прочитать. Все… Мало теории. Много практики. Мы учились в основном не только читать драму, но и создавать её. Сказать, что это было весело будет большим преуменьшением. Мои слова очень общие. Но, пожалуй, невозможно подробно пересказать, чем мы занимались.

Слайд 16

Театральная мастерская (В.И. Тюпа)

Игра, цель который подготовить эпизод из эпического текста для

Театральная мастерская (В.И. Тюпа) Игра, цель который подготовить эпизод из эпического текста
постановки в театре.
Роли (драматург, режиссер, завлит, актеры, директор, костюмер, заведующий музыкальной частью, художник-декоратор, сценограф, специалист по свету…).
Круглый стол, обсуждение по правилам.
Домашнее задание.

Слайд 17

Практикум (Ю. Клавдиев «Собаки-якудза)

Что можно сказать о пьесе по ее названию

Практикум (Ю. Клавдиев «Собаки-якудза) Что можно сказать о пьесе по ее названию
и подзаголовку?
Что можно сказать о героях и предполагаемом конфликте пьесы по афише?
Какие коллизии намечаются в первом эпизоде пьесы?
Как характеризует героев их речевая манера?
Каким предстает в первом эпизоде Свен (речь, поведение, поступки)?
Какова роль людей в первом эпизоде? Есть ли у людей имена? Почему?
Какое значение в первом эпизоде имеют образы ошейника, хозяина, домашней собаки, шавки?