Содержание
- 2. Предметный код Ритуальный предмет, называемый кукушкой (кукла, ветка, деревце, букет) В селах вост. Брянщины «хоронили» матерчатую
- 3. Пространственно-временной код Из группы девушек выделялись две-три, которые старались незаметно от всех (особенно от парней) удалиться
- 4. Зооморфный код В некоторых селах Брянской обл. были зафиксированы поверья о том, что «кукушка» превращается в
- 5. Вербальный код Судя по мотивам песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся не только друг
- 6. Соматический код Судя по мотива м песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся не только
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Предметный код
Ритуальный предмет, называемый кукушкой (кукла, ветка, деревце, букет)
В селах вост. Брянщины
Предметный код
Ритуальный предмет, называемый кукушкой (кукла, ветка, деревце, букет)
В селах вост. Брянщины
«хоронили» матерчатую куклу
Слайд 3Пространственно-временной код
Из группы девушек выделялись две-три, которые старались незаметно от всех (особенно
Пространственно-временной код
Из группы девушек выделялись две-три, которые старались незаметно от всех (особенно
от парней) удалиться в лес и в укромном месте закапывали «кукушку»
В селах вост. Брянщины «похороны» сводились к тому, что матерчатую куклу, называемую кукушкой, относили в ржаное поле и оставляли там или зарывали в землю
Там где роль обрядового символа выполняли растения (ветка, букет), их забрасывали на дерево или в воду
В ряде мест было принято на другой день или через несколько дней посещать место погребения «кукушки» (часто это совершалось в Духов день). Целью посещения, в одних случаях, была необходимость убедиться, что никто не обнаружил и не похитил куклу, в других — сами участницы выкапывали ее из земли, перекладывали на дерево (бросали в ржаное поле, вновь закапывали на прежнем месте и т. п.).
В селах вост. Брянщины «похороны» сводились к тому, что матерчатую куклу, называемую кукушкой, относили в ржаное поле и оставляли там или зарывали в землю
Там где роль обрядового символа выполняли растения (ветка, букет), их забрасывали на дерево или в воду
В ряде мест было принято на другой день или через несколько дней посещать место погребения «кукушки» (часто это совершалось в Духов день). Целью посещения, в одних случаях, была необходимость убедиться, что никто не обнаружил и не похитил куклу, в других — сами участницы выкапывали ее из земли, перекладывали на дерево (бросали в ржаное поле, вновь закапывали на прежнем месте и т. п.).
Слайд 4Зооморфный код
В некоторых селах Брянской обл. были зафиксированы поверья о том, что
Зооморфный код
В некоторых селах Брянской обл. были зафиксированы поверья о том, что
«кукушка» превращается в русалку, поэтому, посадив куклу-«кукушку» под куст, девушки обчерчивались, т. е. проводили по земле палкой черту, «чтобы перегородить дорогу русалке», «чтобы никто не подходил к кукушке»
Характерная для обряда семантика прощания и «проводов» соотносится с в.-слав, поверьям и о том, что с Петрова дня кукушка перестает куковать и исчезает или превращается в ястреба
Характерная для обряда семантика прощания и «проводов» соотносится с в.-слав, поверьям и о том, что с Петрова дня кукушка перестает куковать и исчезает или превращается в ястреба
Слайд 5Вербальный код
Судя по мотивам песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся
Вербальный код
Судя по мотивам песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся
не только друг с другом, но и с «кукушкой», которую в песнях называют «девицей»: «У меня новая кума!/ У меня кукушка кума,/У меня рябая кума!»; «Кумушка, голубушка,/Серая кукушечка!/Давай с тобой, девица,/ Давай покумимся»
При «похоронах» пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета: «Прощай, прощай, кукушечка,/ Прощай, прощай, рябушечка,/ До новых до берез,/ До красной до зари,/ До новой до травы!»
Если к моменту исполнения обряда еще слышалось кукование, то девушки говорили: «Покукуй, покукуй, кукушечка, да переставай, а мы несем тебя кстить»
При «похоронах» пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета: «Прощай, прощай, кукушечка,/ Прощай, прощай, рябушечка,/ До новых до берез,/ До красной до зари,/ До новой до травы!»
Если к моменту исполнения обряда еще слышалось кукование, то девушки говорили: «Покукуй, покукуй, кукушечка, да переставай, а мы несем тебя кстить»
Слайд 6Соматический код
Судя по мотива м песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что
Соматический код
Судя по мотива м песен , сопровождавших обряд, девушки осознавали, что
кумятся не только друг с другом, но и с «кукушкой», которую в песнях называют «девицей»: «У меня новая кума!/ У меня кукушка кума,/У меня рябая кума!»; «Кумушка, голубушка,/Серая кукушечка!/Давай с тобой, девица,/ Давай покумимся» (ПКП:387,388).
Песенные мотивы отражают представления о том, что установление посредством кумлення своеобразного родства сохраняется на весь год: «Кума с кумой покумимся,/ Чтобы нам весь год не браниться,/ Побранимся — грешны будем,/ Какушечке тошно станет»
Песенные мотивы отражают представления о том, что установление посредством кумлення своеобразного родства сохраняется на весь год: «Кума с кумой покумимся,/ Чтобы нам весь год не браниться,/ Побранимся — грешны будем,/ Какушечке тошно станет»