Православный компонент в школьном географическом образовании

Содержание

Слайд 2

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет географию как «учебный предмет, формирующий у

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет географию как «учебный предмет, формирующий
учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий».

Слайд 3

Стандарт православного компонента
православный компонент общего образования – это «система непрерывного православного образования,

Стандарт православного компонента православный компонент общего образования – это «система непрерывного православного
которая реализуется через внедрение в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования».

Слайд 4

Как видно, цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта

Как видно, цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта
во многом идентичны. А потому вполне возможно говорить о реализации православного компонента школьного географического образования даже в обычных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и в особенности – в православных школах и гимназиях.

Слайд 5

Проблемы подростка

Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на

Проблемы подростка Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира,
смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Слайд 6

Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на

Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену
смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа

Слайд 7

Поэтому приоритетным должно стать воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих

Поэтому приоритетным должно стать воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих
предков, не исключая сопряжения культуры и традиций православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с Православием. Следовательно, воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему и основы Православия, эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей должна реализоваться путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки... Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, с житиями святых. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Слайд 8

Протоиерей, педагог, Богослов Василий Васильевич Зеньковский:

«Основной замысел всякой православной школы состоит не

Протоиерей, педагог, Богослов Василий Васильевич Зеньковский: «Основной замысел всякой православной школы состоит
в том, чтобы искусственно связать истины Православия с проблемами и построениями современной педагогики, а в том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает Христианство. Этот синтез должен быть органическим, а не искусственным, подлинным, а не словесным. Современный православный педагог пытается  выстроить систему педагогики в свете и в духе Православия, т.е. оживить современную педагогику тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какие живут в православном сознании, сознании неразрывно связанным с верой».

Слайд 9

Примеры введения Православного компонента на моих уроках географии

География 8 и 9 классов

Примеры введения Православного компонента на моих уроках географии География 8 и 9
посвящена России. Поэтому в этих курсах я провожу изучение истории возникновения Православия, современных монастырей, памятников зодчества и культуры, святынь и чудотворных икон, прославленных святых.
В некоторых темах 6 и 7 классов я показываю прямое совпадение истории Земли с точки зрения археологии и Библии.

Слайд 10

Пример введения Православного компонента

Пример введения Православного компонента

Слайд 11

Бытие глава 1

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да

Бытие глава 1 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и
отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Слайд 12

Этапы возникновения жизни на Земле по данным геохронологии и Бытия во многом

Этапы возникновения жизни на Земле по данным геохронологии и Бытия во многом совпадают!
совпадают!

Слайд 13

Пример введения Православного компонента на уроке географии

В некоторых темах наблюдается расхождение между

Пример введения Православного компонента на уроке географии В некоторых темах наблюдается расхождение
научной и христианской точками зрения (в вопросе возраста Земли). Наши пытливые гимназисты сразу замечают противоречие.

Слайд 14

Проблема на уроке- возраст Земли в научной и христианской трактовке разный.

 2017 год

Проблема на уроке- возраст Земли в научной и христианской трактовке разный. 2017
– это 7525 год от сотворения мира.
Возраст Земли составляет от 4,5 до 5  миллиардов лет

Слайд 15

Ответ:  «Не забывайте одного, возлюбленные: для Господа один день как тысяча лет, и тысяча

Ответ: «Не забывайте одного, возлюбленные: для Господа один день как тысяча лет,
лет как один день.
Для Бога, живущего вечно и создавшего время, длительный промежуток времени может быть точно таким же, как и короткий. Он Сам Творец времени.

Слайд 16

Пример введения Православного компонента в теме расовый состав населения. 10 класс

Библейская история

Пример введения Православного компонента в теме расовый состав населения. 10 класс Библейская
о потопе и послепотопном расселении семейства Ноя дополняет тему «расовый состав населения мира».

Слайд 17

Расовый состав населения мира
Расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей

Расовый состав населения мира Расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяций)
разной численности, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий. 

Слайд 18

 Согласно Писанию все человечество – потомки сыновей Ноя: Сима, Хама, Иафета. Их

Согласно Писанию все человечество – потомки сыновей Ноя: Сима, Хама, Иафета. Их
расселение по земле в резко изменившихся природно-климатических послепотопных условиях и вызвало появление анатомо-физиологических и биохимических особенностей, которые принято относить к расовым.

Слайд 19

Расселение потомков Ноя

Расселение потомков Ноя

Слайд 20

Урок географии в восьмом классе. Православный компонент в теме «Русская равнина».

Урок географии в восьмом классе. Православный компонент в теме «Русская равнина».