Содержание
- 2. Архитектура Древнего Царства Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом,
- 3. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался
- 4. Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде
- 5. Архитектура Среднего Царства В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил
- 6. сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была
- 7. Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена
- 8. Архитектура Нового Царства Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий
- 9. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Скальные храмовые
- 10. Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом
- 11. Дополнительная литература Строительство храмов // Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Архитектура Древнего Царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером,
Архитектура Древнего Царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером,
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.
В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.
Выход
Главная
Далее
Слайд 3Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей.
Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была ступенчатая пирамида джосера в саккаре, фараона III династии.
Выход
Главная
Назад
Далее
Слайд 4Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный
Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона. Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
Выход
Главная
Назад
Далее
Слайд 5Архитектура Среднего Царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет
Архитектура Среднего Царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет
Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
Выход
Главная
Назад
Далее
Слайд 6сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным
сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным
Выход
Главная
Назад
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.
Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных
Далее
Слайд 7Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III
Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III
Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы подрастительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе. Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.
Выход
Главная
Назад
Далее
Слайд 8Архитектура Нового Царства
Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть
Архитектура Нового Царства
Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
Выход
Главная
Назад
Далее
Слайд 9К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа
может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы
Выход
Главная
Назад
от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».
Далее
Слайд 10Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она
После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.
Выход
Главная
Назад
помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочитался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
Далее
Слайд 11Дополнительная литература
Строительство храмов // Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по
Дополнительная литература
Строительство храмов // Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по
Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История
художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991.
Выход
Главная
Назад
Далее