Презентация на тему Философы круга В. С. Соловьёва

Содержание

Слайд 2

Философы круга В. С. Соловьёва

Л. М. Лопатин (1855-1920)
С. Н. Трубецкой (1862-1905)
Е. Н. Трубецкой (1863-1920)

Философы круга В. С. Соловьёва Л. М. Лопатин (1855-1920) С. Н. Трубецкой

Слайд 3

Л. М. Лопатин (1855-1920) Конкретный спиритуализм

Положительные задачи философии (в 2-х ч.)
Область умозрительных вопросов (1886)
Закон причинной

Л. М. Лопатин (1855-1920) Конкретный спиритуализм Положительные задачи философии (в 2-х ч.)
связи как основа умозрительного знания действительности (1891)

Основные сочинения

Слайд 4

Л. М. Лопатин Конкретный спиритуализм

Введение в философскую систему Л. М. Лопатина
Типы философских систем
Спиритуализм
Материализм

Л. М. Лопатин Конкретный спиритуализм Введение в философскую систему Л. М. Лопатина
Феноменализм
Основные типы онтологий
Онтология веры
Онтология разума
Философская система Л. М. Лопатина
Духовная субстанция (монада) как базисное онтологическое понятие
Закон причинности как базисный онтологический принцип
Этика: учение о свободе воли

Слайд 5

С. Н. Трубецкой (1862-1905) Конкретный идеализм

Метафизика в Древней Греции (1889)
О природе человеческого познания (1889-1891)
Основания

С. Н. Трубецкой (1862-1905) Конкретный идеализм Метафизика в Древней Греции (1889) О
идеализма (1896)
Учение о Логосе в его истории (1900)

Основные сочинения

Слайд 6

Гносеология
Три уровня реальности и три познавательных способности
Соборность сознания
Критика субъективистских интерпретаций

Гносеология Три уровня реальности и три познавательных способности Соборность сознания Критика субъективистских
сознания в западной философии
Объективность сознания
Сознание как коллективная функция человеческого рода
Сознание как живой и конкретный универсальный процесс
Онтология
Одушевлённость Вселенной
«Закон универсальной соотносительности»
«Метафизический социализм»

С. Н. Трубецкой Конкретный идеализм

Слайд 7

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого Три уровня реальности и три познавательных способности

Чувственное восприятие

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого Три уровня реальности и три познавательных способности
(опыт) открывает нам мир явлений.

Наш разум постигает идеи – законы, которым подчинён этот мир.

Истинная реальность (конкретное единство живых объектов) усваивается верой.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 8

для эмпиризма единичные вещи суть наши представления;

для рационализма общие начала, идеи, принципы суть наши понятия.

Соответственно, для эмпириков

для эмпиризма единичные вещи суть наши представления; для рационализма общие начала, идеи,
субъект познания есть индивид;

для рационалистов субъект познания есть универсальное духовное начало.

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

При всех различиях между ними два основных направления западной гносеологии: эмпиризм и рационализм – сходятся между собой в субъективизме:

Между тем, сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более, чем лично – оно соборно.

Слайд 9

во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне его сущему предмету – в

во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне его сущему предмету
«трансцендировании»;

во-вторых, всякий акт познания претендует на то, чтобы иметь общее, даже – общеобязательное значение.

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности в двух отношениях:

Слайд 10

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Сознание обще всем нам, и то, что я познаю

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Сознание обще всем нам, и
им и в нём объективно, т.е. всеобщим образом, то я признаю истинным – от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех. Наше общее согласие, возможное единогласие, которое я непосредственно усматриваю в своём сознании, есть для меня безусловный внутренний критерий...

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 11

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Я могу ошибаться внутри себя относительно всеобщего органического согласия –

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Я могу ошибаться внутри себя
в сложных запутанных вопросах, в том, что не для всех очевидно, о чём ещё не состоялось внешнего соглашения. Но самая моя ошибка предполагает уверенность в возможности общего согласия. Поэтому каждый может меня обличить, доказать мне моё заблуждение на основании общепризнанного, – того, что все внутри меня признают. Как бы ни силился я заглушить общий голос, он непогрешим; а когда я сознаю, что имею его за себя, то смело отвечаю за всех.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 12

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Эмпиризм

Рационализм

солипсизм

изолированность монад

Гносеологическая робинзонада

Кантианство

одинаковостью интеллектов

переходит в

утверждает

объясняет общезначи- мость

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Эмпиризм Рационализм солипсизм изолированность монад

Слайд 13

Следовательно, сознание есть коллективная функция человеческого рода.

ни как нечто сугубо личное,

ни как абстрактно-общее свойство многих индивидов.

Конкретный идеализм

Следовательно, сознание есть коллективная функция человеческого рода. ни как нечто сугубо личное,
С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Человеческое сознание не есть принадлежность индивида:

Личное, ограниченное сознание предполагает сознание общее, коллективное.

Слайд 14

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Знание человека начинается с чувственного опыта, показания которого всегда частны

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Знание человека начинается с чувственного
и единичны; от этих частных случаев единичный субъект лично, сам по себе, не имел бы ни психологической возможности, ни логического права перейти к чему-либо всеобщему, универсальному и необходимому, как в действительности это делают все. Логически совершенно непонятно, каким образом отдельный индивид может знать с безусловной всеобщей достоверностью что бы то ни было: своё собственное существование, бытие внешнего мира, бесконечного времени и пространства.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 15

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Вместе с тем вера каждого человека в реальное существование

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Вместе с тем вера каждого
мира и всех нас непоколебима и вселенски истинна. <…> Что же уполномочивает нас непосредственно признавать их объективность? Что свидетельствует в нас непосредственно об этом реальном и всеобщем существовании вещей и их универсальных свойств и качеств? – Общее сознание, в котором я непосредственно воспринимаю вселенское согласие.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 16

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Позитивность опыта, т.е. восприятие самобытной, независимой от нас реальности, и возможная

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Позитивность опыта, т.е. восприятие самобытной,
логичность знания предполагают коренную, существенную соборность сознания, ибо все логические функции, направленные на познание реального и общего, превышали бы компетенцию индивидуальной личности, если бы она не заключала в себе сверхличного начала.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 17

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания»

Каждое слово наше доказывает факт коллективного сознания, предполагая его. Без

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого «Соборность сознания» Каждое слово наше доказывает факт
слова никогда не мыслит человек, и только в форме слова мысль его объективно обобщается. Словами мы отвлекаем, образуем, определяем логические универсальные понятия; словами же обособляем и закрепляем, индивидуализируем наши представления. И вместе слово есть воплощение соборного сознания, ибо не было бы слов, если бы они были непонятны и невнятны для других, если бы незачем и не с кем было говорить. Слово предполагает органическую способность взаимного понимания, родовое психологическое единство; и вместе оно предполагает говорящих и внимающих людей.

С. Н. Трубецкой. «О природе человеческого познания».

Слайд 18

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого

Гносеология
Три уровня реальности и три познавательных способности
Соборность сознания
Критика

Конкретный идеализм С. Н. Трубецкого Гносеология Три уровня реальности и три познавательных
субъективистских интерпретаций сознания в западной философии
Объективность сознания
Сознание как коллективная функция человеческого рода
Сознание как живой и конкретный универсальный процесс
Онтология
Одушевленность Вселенной
«Закон универсальной соотносительности»
«Метафизический социализм»

Слайд 19

Е. Н. Трубецкой (1863-1920)

Миросозерцание Вл. Соловьёва (1913)
Два мира в древнерусской иконописи (1916)
Умозрение в красках (1916)
Метафизические

Е. Н. Трубецкой (1863-1920) Миросозерцание Вл. Соловьёва (1913) Два мира в древнерусской
предположения познания (1917)
Смысл жизни (1918)

Основные сочинения

Слайд 20

Е. Н. Трубецкой

Гносеология
Концепция абсолютного сознания
«Религиозный материализм»
Сущность познавательного процесса
Этика
Смысл жизни
Богочеловеческий процесс
Зло и свобода
Эстетика

Е. Н. Трубецкой Гносеология Концепция абсолютного сознания «Религиозный материализм» Сущность познавательного процесса
Имя файла: Презентация-на-тему-Философы-круга-В.-С.-Соловьёва.pptx
Количество просмотров: 491
Количество скачиваний: 0