Презентация на тему РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ Софисты- учителя риторики Сократ и Платон

Слайд 2

Родина риторики

Родина риторики

Слайд 4

1.1. Софисты- учителя риторики

Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Родиной красноречия считается

1.1. Софисты- учителя риторики Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Родиной
Эллада, хотя ораторское искусство знали и в древнем Египте и в Ассирии, и в Индии.. В V в. до н.э. в Элладе были распространены города- государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Обвиняемы защищался сам, убеждая судей в своей невиновности.
Общественная жизнь Древней Греции была такова, что приходилось выступать всем: политику- в собрании совета и на народном собрании, полководцу- перед своим войском, частному лицу- перед судом, а так же на празднествах.
В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появились платные учителя-СОФИСТЫ, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в.дон.э. школе философов- просветителей, создавших невиданный культ слова. Популярность учителей- софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть искусством красноречия. Софисты умели насмешкой уничтожить, довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством.
Во времена софистов риторика была «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК»

Слайд 5

1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия»

Против софистов выступил Сократ (около

1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» Против софистов выступил Сократ
470- 399 до.н.э.). Для него абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов- софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (около 427- 347 до н.э.) в знаменитых диалогах «Горгий»,, «Софист», «Федр», в которых центральным персонажем является сам Сократ.
Риторике софистов которую Платон не считал наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу.. Суть теории в следующем: прежде чем начать речь о каком либо предмете, надо Чётко определить данный предмет. Ясно и чётко говорится о построении речи: вступление, изложение, доказательства, выводы.
По мнению Платона подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить своё мнение слушателям.

Слайд 6

ПЛАТОН и СОКРАТ

ПЛАТОН и СОКРАТ

Слайд 7

1.3. Аристотель и его «Риторика»

Дальнейшее развитие риторики связано с древнегреческим философом, учеником

1.3. Аристотель и его «Риторика» Дальнейшее развитие риторики связано с древнегреческим философом,
Платона, который блестяще развил его мысли об ораторском искусстве, Аристотелем (384- 322 до н.э.). Аристотель провёл в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филлиту Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына- Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, а после обеда риторикой.
Он определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи.
Аристотель много писал о необходимости понимания человеческих страстей, возрастных и социальных особенностей человека.

Слайд 8

Ученик Платона - Аристотель

Ученик Платона - Аристотель

Слайд 9

1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве

Культура Древней Греции, в том

1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве Культура Древней Греции, в
числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)- крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют три книжки: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор».
По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса. Оратор должен:
Найти что сказать;
Найденное расположить по порядку;
Придать ему словесную форму;
Всё это запомнить;
Произнести

Слайд 10

Марк Тулий Цицерон

Марк Тулий Цицерон

Слайд 11

Квинтилиан- автор «Риторических наставлений»

Знамениты римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35- ок.100 н.э.).

Квинтилиан- автор «Риторических наставлений» Знамениты римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35- ок.100
Опыт классической риторики обобщён в 12-ти книгах «Риторических наставлений». Труд Квинтилиана систематичен и старого продуман.
Он рассматривал риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым строго придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности автора. Им разработана стройная система подготовки автора.
Таким образом, если для греков главное в риторике – искусство убеждать, что римляне больше ценили искусство хорошо говорить.
Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI-XIX в.в.

Слайд 12

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан

Слайд 13

Построение речи по Квинтилиану

Построение речи по Квинтилиану