Содержание
- 2. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки»,
- 3. Детство Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии.
- 4. Фотография Римского-Корсакова в юности
- 5. Учился Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни. Порядки в Морском корпусе
- 6. Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
- 7. Могучая кучка М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального искусства XIX века.
- 8. Члены «Могучей кучки» М. А. Балакирев М. П. Мусоргский А. П. Бородин Н. А. Римский-Корсаков Ц.
- 9. Профессиональная и общественная деятельность В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала Первая симфония. Это
- 10. Последняя опера 1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По всей России начались
- 11. Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова (1865-1911)
- 12. Важные даты Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в Тихвине. 1850 год –
- 13. 1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных хоров морского ведомства. 1874 –
- 14. Индивидуальный стиль Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко использованы мотивы народных
- 15. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок» Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Эскиз декорации драмы «Шехерезада» Эскиз
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный
Слайд 3Детство
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном
Детство
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. Музыка давалась Николаю легко — он вообще был понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре ее заменила специально приглашенная учительница, добросовестная, но, видимо, не очень способная музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет мальчика обучали еще две учительницы. Несмотря на прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Но музыка в то время была не единственным и даже не самым любимым занятием Римского-Корсакова. Ника, как его звали домашние, рос обыкновенным мальчиком — пытливым, подвижным. Он любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по крышам и деревьям, бегать в саду за домом, бродить по нолям или в лесу, не всегда слушался старших, иногда шалил. Мысль сделаться музыкантом ему и в голову не приходила; он мечтал о путешествиях и плаваниях по далеким морям. В письмах к старшему брату Воину Андреевичу, он то и дело спрашивал об устройстве корабля, просил объяснить морские технические термины, которых знал множество. «Меня пленяла мысль быть моряком», — вспоминает композитор. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус.
Слайд 4Фотография Римского-Корсакова в юности
Фотография Римского-Корсакова в юности
Слайд 5Учился
Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни.
Порядки
Учился
Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни.
Порядки
Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли.
Он организовал в училище хоровой кружок. Выяснив, кто из товарищей может петь, набрал восемнадцать человек и начал разучивание программы. Пели хор ополченцев из интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное «Славься», которое юноша сам переложил для исполнения мужским хором. Собирались по вечерам в каком-либо свободном классе и не без опаски. Впоследствии Римский-Корсаков писал: «Хоровое пение почему-то преследовалось в училище начальством, и мы делали это тайком». Часто он играл отрывки из опер Глинки, обращая внимание товарищей на их красоту.
Слайд 6Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
Слайд 7Могучая кучка
М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального
Могучая кучка
М. А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального
Балакирев объединил вокруг себя группу молодых музыкантов. В нее входили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и самый молодой в кружке — Н. А. Римский-Корсаков. Идеей, вдохновившей балакиревцев, — была борьба за самобытную русскую музыку, развивающуюся на основе народной песни, за передовое искусство, обращенное к демократической публике. Собираясь, они не только играли свои музыкальные сочинения, но и читали вслух статьи Герцена и критиков-демократов, горячо спорили об искусстве.
Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо заниматься самообразованием, изучать историю, услыхал о писателях, о которых в училище понятия не имел. В 1862 году он начал свое первое крупное сочинение — Первую симфонию (ми-бемоль минор). К концу весны он успел написать три части — I, Скерцо (без трио) и Финал.
Со смертью Мусоргского и Бородина распалось славное товарищество композиторов — Могучая кучка.
Слайд 8Члены «Могучей кучки»
М. А. Балакирев
М. П. Мусоргский
А. П. Бородин
Н. А.
Члены «Могучей кучки»
М. А. Балакирев
М. П. Мусоргский
А. П. Бородин
Н. А.
Ц. А. Кюи
Слайд 9Профессиональная и общественная деятельность
В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала
Профессиональная и общественная деятельность
В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала
Летом 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное произведение — симфоническую сюиту «Антар» - восточная сказка О. Сенковского.
В январе 1873 года прошла премьера первой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка».
С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков закончил вторую весеннюю оперу — «Снегурочка», одно из лучших русских классических произведений.
Бородин умер в расцвете творческих сил, не успев ни завершить самое значительное свое произведение — оперу «Князь Игорь». Теперь Римский-Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой ответственности.
С беляевским кружком связана большая деятельность Римского-Корсакова как дирижера. Он не считал дирижирование своим призванием. Быть может, слишком даже придирчиво оценивал свои исполнительские способности:
Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов — Каприччио на испанские темы и «Шехеразада». Каприччио — ряд сценок из народной жизни Испании.
Мысль воплотить в музыке образы сказок «Тысячи и одной ночи» принадлежала Стасову и увлекла композитора, любившего Восток, его искусство и природу. Сказки «1001 ночи» он хорошо знал с детства. Отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины особенно любимых им сказок образовали четыре части сюиты.
Между тем Римский-Корсаков уже писал оперу «Садко». Это одна из немногих былин, герой которой — человек искусства, певец-гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы, но думает не о себе, не о своем благе.
«Сказка о царе Салтане» — жизнерадостная, светлая опера. Никто в ней не гибнет и не страдает.
Слайд 10Последняя опера
1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По
Последняя опера
1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По
Слайд 11Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова (1865-1911)
Портрет Н.А.Римского-Корсакова, картина В.А.Серова (1865-1911)
Слайд 12Важные даты
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в
Важные даты
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в
1850 год – Николай Римский-Корсаков начинает обучаться музыке.
1856 год – отец привозит будущего композитора в Петербург и, по давней семейной традиции, определяет в морской кадетский корпус. Этот же год – возобновление занятий музыкой. Николай учится у виолончелиста Александринского тетра Улиха.
1858 год – музыкальным педагогом Римского-Корсакова становится известный в то время пианист Федор Андреевич Канилле. Под его руководством у ученика наконец-то появляется интерес к музыке. Этот интерес постепенно достигает такой силы, что затмевает все остальные, даже любовь к морскому делу.
1861 год – Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым и становится участником его музыкально-творческого содружества «Могучая кучка».
1862 год – закончив обучение в морском кадетском корпусе, Николай Андреевич отправляется в трехлетнее кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В пути он сочиняет анданте для симфонии на тему русской народной песни, отправляет его Балакиреву и получает только положительные оценки своего произведения.
Октябрь 1865 года – написана и исполнена Первая симфония Римского-Корсакова.
1868 год – написана Вторая симфония «Антар», позже переименованная в сюиту.
1871 год – начало педагогической карьеры. Римский-Корсаков становится профессором специального теоретического класса композиции петербургской консерватории. Декабрь этого же года – композитор женится на Надежде Пургольд, с которой познакомился к кружке Балакирева.
Январь 1873 года – премьера оперы «Псковитянка», написанной Николаем Андреевичем по драме Л.А. Мея. Опера имеет успех.
Слайд 13 1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных
1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных
1874 – 1881 годы – Римский-Корсаков является директором Бесплатной музыкальной школы.
1875 год – написан струнный квартет.
Февраль 1876 года – в зале Дворянского собрания исполняется Третья симфония. Оба последних произведения не принимают ни публика, ни критика. Этот же год – Римский-Корсаков составляет сборник «100 русский народных песен».
1878 год – написана опера «Майская ночь» по произведению Н.В. Гоголя.
1881 год – Римский-Корсаков пишет оперу «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского. И «Снегурочка», и «Майская ночь» ставятся на сцене Мариинского театра.
1882 год – ученики Николая Андреевича объединяются в музыкальный кружок, названный Беляевским, поскольку собирались все в доме М.П. Беляева. Возглавляет кружок Римский-Корсаков.
1883 – 1894 годы – композитор занимает пост помощника управляющего Придворной певческой капеллы.
1890 год – написана опера «Млада».
1895 год – композитор вновь обращается к творчеству Н.В. Гоголя и пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по одноименному произведению литератора.
1896 год – Николай Андреевич возвращается к былинной теме и создает оперу «Садко». Произведение ставится на Московской частной русской оперной сцене и имеет огромный успех.
1897 год – написана опера «Моцарт и Сальери» по произведению А.С. Пушкина.
1900 год – написана опера «Сказка о царе Салтане», год спустя – еще одна сказка «Кащей Бессмертный».
1907 год – Римский-Корсаков пишет свою последнюю оперу «Золотой петушок».
21 (8) июня 1908 года – Николай Андреевич Римский-Корсаков умирает в своей усадьбе Любенск, расположенной в современной Ленинградской области.
Слайд 14Индивидуальный стиль
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко
Индивидуальный стиль
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко
Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления.
Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладо-гармонических средств, т. н. “гамма Римского-Корсакова”.
Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла. Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.
Слайд 15Эскиз декораций к опере «Золотой петушок»
Эскиз декорации к опере «Снегурочка»
Эскиз декорации драмы
Эскиз декораций к опере «Золотой петушок»
Эскиз декорации к опере «Снегурочка»
Эскиз декорации драмы
Эскиз декорации к опере «Садко»