Проблема истинного искусства

Содержание

Слайд 2

Эпиграф к уроку

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть

Эпиграф к уроку Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Н.В.Гоголь
душою.
Н.В.Гоголь

Слайд 3

В.Г.Белинский о повести «Портрет»

«Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде. …

В.Г.Белинский о повести «Портрет» «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде.
Вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия»

В.Г.Белинский

Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

Слайд 4

А.Иванов «Явление Христа народу»

А.Иванов «Явление Христа народу»

Слайд 5

Вопрос №1

Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?


Вопрос №1 Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

Слайд 6

Этимология слова «искусство»

Искусство родственно словам «искушать», «искушение».
«Искусити» (старосл.) значило «подвергать

Этимология слова «искусство» Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать
испытанию».
«Искушенный человек» - это тот, кто многоопытен, много испытал.
Кто в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

Слайд 7

Вопрос №2

Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным

Вопрос №2 Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего
свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

Молочко Валерий.
Ростовщик

Слайд 8

Исследуем описание внешности ростовщика

Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя?
«Он ходил

Исследуем описание внешности ростовщика Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя?
в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать.»

«..Глядит, глядит человеческими глазами!,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо- страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависшие густые брови отличали его от .. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах..»

Слайд 9

Вопрос №3

Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами?

«Этот ростовщик отличался от

Вопрос №3 Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами? «Этот ростовщик
других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи».
«Он давал деньги охотно…».

Слайд 10

Вопрос №4

Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

Вопрос №4 Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести Н.В.Гоголя?

Герард Доу. Ростовщик

Слайд 11

Проблема выбора художниками своего пути к искусству

Художник Андрей Петрович Чартков

Товарищ Чарткова

Художник,

Проблема выбора художниками своего пути к искусству Художник Андрей Петрович Чартков Товарищ
написавший портрет ростовщика

Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?

Слайд 12

Советы отца художника Б.


Какие из советов отца сыну вы считаете самыми

Советы отца художника Б. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми
важными?

1. «Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья».

2. «..Во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью.»

3. «Спасай чистоту души своей
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть
душою».

Слайд 13


В чём связь советов отца художника с Нагорной проповедью Христа?

«Человеку,

В чём связь советов отца художника с Нагорной проповедью Христа? «Человеку, который
который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?...
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Библия
от Матфея: 7:1-14

Слайд 14

Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»?

Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»?

Слайд 15

Задание на дом (дифференцированное)

Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть

Задание на дом (дифференцированное) Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая
«Портрета» мысль о всевластии зла?

Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

Слайд 16

Дополнительный материал к уроку содержит:

словарные статьи
материал для наблюдений

Дополнительный материал к уроку содержит: словарные статьи материал для наблюдений

Слайд 17

Художник Чартков (Материал для анализа)

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений

Художник Чартков (Материал для анализа) «..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а
творит смело, быстро».
«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он ... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

Далее

Слайд 18

Товарищ Чарткова (Материал для анализа)

С «ранних лет носил в себе страсть

Товарищ Чарткова (Материал для анализа) С «ранних лет носил в себе страсть
к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек ..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

Далее

Слайд 19

Отец художника Б (Материал для анализа)

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там

Отец художника Б (Материал для анализа) «Он удалился с благословенья настоятеля в
долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».

«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла

Далее

Слайд 20

Словарная статья

Аукцион [лат. auctio (auctionis) – продажа с торгов] Способ публичных

Словарная статья Аукцион [лат. auctio (auctionis) – продажа с торгов] Способ публичных
продаж с торгов, при котором продаваемые товары или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену.

Далее

Слайд 21

Словарная статья

Ростовщик - человек, эксплуатирующий обращающихся к нему людей, давая деньги в

Словарная статья Ростовщик - человек, эксплуатирующий обращающихся к нему людей, давая деньги
долг под проценты на кабальных условиях

Далее

Рембрандт. Ростовщик

Слайд 22

Словарная статья

Кабала – 1. В древнерусском праве – акт, договор, расписка, устанавливающие

Словарная статья Кабала – 1. В древнерусском праве – акт, договор, расписка,
какую-н. зависимость одного лица по отношению к другому (истор.)
2. Крайне тяжёлая зависимость, граничащая с рабством.

Далее