Просвещения и просвещенный абсолютизм

Содержание

Слайд 2

Оценка эпохи Просвещения в исторической науке

Традиционная
Критика «старого порядка» в Европе и «идеологическая

Оценка эпохи Просвещения в исторической науке Традиционная Критика «старого порядка» в Европе
подготовка» Французской революции
Современная
Просвещение – общественное движение, участники которого стремились внести посильный вклад в расширение умственного кругозора людей, улучшение их нравов и благосостояния, рассчитывая в перспективе на возникновение более разумного порядка, обеспечивающего основные права человека и гражданина

Слайд 3

Три духовных переворота

Три духовных переворота

Слайд 4

Историческое пространство

Историческое пространство

Слайд 5

Просвещение

Интеллектуальное, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, заложившее основы

Просвещение Интеллектуальное, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, заложившее
просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Слайд 6

Иммануил Кант

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором

Иммануил Кант Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в
он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

Слайд 7

Общие черты

Общие черты

Слайд 8

Цели и идеалы Просвещения

Цели и идеалы Просвещения

Слайд 9

Социальный статус просветителей

Социальный статус просветителей

Слайд 10

Джон Локк

Локк Джон, английский философ и политический мыслитель, положивший начало эмпиризму в

Джон Локк Локк Джон, английский философ и политический мыслитель, положивший начало эмпиризму
психологии, родился в 1632 г., в Рингтоне в семье диссидентов-пуритан.
Дома Локк получил строгое религиозное воспитание.
Окончив школу в Вестминстере, он поступил в Оксфордский колледж, где остался после окончания, и преподавал древнегреческий язык, параллельно занимаясь углубленным изучением медицины.

Слайд 11

Философия Локка

«Опыт о человеческом разуме» посвящен рассмотрению происхождения, видов и возможностей

Философия Локка «Опыт о человеческом разуме» посвящен рассмотрению происхождения, видов и возможностей
человеческого познания. Теория Локка строится на том, что не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Локк видит источник нашего познания исключительно во внешнем (ощущение) и внутреннем опыте (восприятие внутренних явлений).

Слайд 12

Философия Локка

Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал

Философия Локка Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал
к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов.

Слайд 13

Политика

Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим

Политика Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим
имуществом и своей жизнью.
Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.
Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и союзную или федеративную.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Слайд 14

Важнейшие сочинения

Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).
Опыт о

Важнейшие сочинения Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689). Опыт о
человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690)
Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).
Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

Слайд 15

Шарль-Луи де Секонда, барон де Монтескье

Монтескье происходил из аристократического рода.
Шарль-Луи был

Шарль-Луи де Секонда, барон де Монтескье Монтескье происходил из аристократического рода. Шарль-Луи
вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право.
В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году - советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции).

Слайд 16

Характер. Интересы

"Типичный гасконец", Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость.
Уделял

Характер. Интересы "Типичный гасконец", Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость.
много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода.
Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку.
Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук - "О причинах эха", "О назначении почечных желез", "О морских приливах и отливах" и т. д.

Слайд 17

Философия Монтескье

В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве.

Философия Монтескье В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом
В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.

Слайд 18

«О Духе законов»

Книга попала в список запрещенных, в самое короткое время

«О Духе законов» Книга попала в список запрещенных, в самое короткое время
она разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий - не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье - 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес.
Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и "экзотические" прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии. Важное место в книге занимала теория форм власти.

Слайд 19

«О Духе законов»

Предлагая читателям трехчастную схему - "республика-монархия-деспотия", автор не брал

«О Духе законов» Предлагая читателям трехчастную схему - "республика-монархия-деспотия", автор не брал
на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало "Дух законов" по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля "посредствующими властями" - привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина "английской конституции", изложенная им локковская теория "разделения властей" (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение "Духа законов" в формировании современной политической культуры.

Слайд 20

Вольтер

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694–1778 гг.) – французский философ-просветитель и поэт, автор

Вольтер Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694–1778 гг.) – французский философ-просветитель и поэт,
ярких разоблачений традиционных христианских представлений о Боге, добре и зле, о деятельности церкви. Вольтер считал целесообразным сохранить веру в Бога как основание нравственности.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
«Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано».
«Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина».
«Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком».
«Тот, кто достойно служит своей стране, не нуждается в знатных предках».
«Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать».
«Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений».
«История церкви – это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец».

Слайд 21

Вольтер

Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам

Вольтер Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам
Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II).
Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

Слайд 22

Дени Дидро

французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и

Дени Дидро французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель
редактор "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях - "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), "Мысли об объяснении природы" (1754), "Сон Д'Аламбера" (1769, издание 1830), "Философские принципы материи и движения" (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаы в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман "Жак-фаталист", 1773, издание 1796; антиклерикальный роман "Монахиня", 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе "Племянник Рамо", 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.

Слайд 23

Философия Дидро

"Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), "Мысли об объяснении природы"

Философия Дидро "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749), "Мысли об объяснении
(1754), "Сон Д'Аламбера" (1769, издание 1830), "Философские принципы материи и движения" (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи

Слайд 24

Дидро и энциклопедисты

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780

Дидро и энциклопедисты Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780
стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

Слайд 25

Жан-Жак Руссо

Великий французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) в 1762 году написал

Жан-Жак Руссо Великий французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) в 1762 году
трактат «Об общественном договоре», в котором развивал идеи естественного равенства людей и призывал к преобразованию мира. Эти идеи Руссо в огромной степени повлияли на подготовку умов к Французской революции.
«Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше... общественный договор есть священное право, служащее основанием для всех других прав».
«Только общая воля может управлять силами государства сообразно с целью, для которой последнее учреждено и которая есть общее благо... благо это сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству...»
«...ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».
«Человек и гражданин, кто бы он ни был, не может предложить обществу иного имущества, кроме самого себя; все остальное его имущество уже принадлежит обществу... Кто в праздности проедает то, чего сам не заработал, тот ворует это последнее ... Труд, значит, есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут...»

Слайд 26

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778)

Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в
рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества.
В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства.
Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Слайд 27

Жан Мелье

Мелье Жан (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664 — 17 июня

Жан Мелье Мелье Жан (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664 — 17
1729) — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник.
Сын деревенского ткача, Мелье по настоянию родителей стал сельским католическим священником в 1689 году.
Без жалоб и проблем 40 лет он провёл в качестве священника в Шампани, но был всю жизнь атеистом.

Слайд 28

Мелье Жан

Вера всегда слепа, потому что религии не дают и не могут

Мелье Жан Вера всегда слепа, потому что религии не дают и не
дать никаких ясных, надежных и убедительных доказательств своих якобы святых тайн и мнимых божественных откровений

Слайд 29

«Завещание»

В «Завещании» содержались критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном

«Завещание» В «Завещании» содержались критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном
общественном устройстве. «Завещание», согласно автору, содержит осуждение «ошибок, заблуждений, бредней, безумств и злодеяний людских».
Общественный идеал Мелье — это единая семья-община, в которой все люди совместно владеют всеобщими благами, трудятся с удовольствием и любят друг друга как братья. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.

Слайд 30

Адам Смит

шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В

Адам Смит шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии.
"Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства.
Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Слайд 31

Источники благосостояния общества

рост производительности труда
разделение труда
Специализация
рынок

Источники благосостояния общества рост производительности труда разделение труда Специализация рынок

Слайд 32

Теория стоимости

заработная плата, прибыль и рента.
С ростом производительности труда, отмечал он,

Теория стоимости заработная плата, прибыль и рента. С ростом производительности труда, отмечал
происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая - капитал - служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.).
От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Слайд 33

Жак Тюрго

Анн-Роберт-Жак (Turgot, барон д'Ольн) - род. в 1727 г., знаменитый франц.

Жак Тюрго Анн-Роберт-Жак (Turgot, барон д'Ольн) - род. в 1727 г., знаменитый
госуд. деятель, родом из Нормандии. Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию.
Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования.

Слайд 34

Взгляды Тюрго

Свобода — главнейшее условие развития богатства: она должна быть предоставлена всем

Взгляды Тюрго Свобода — главнейшее условие развития богатства: она должна быть предоставлена
и каждому и в области труда, и в сфере торговых сношений.
Для создания народного богатства нужно вернуть торговле ту драгоценную свободу, которую она утратила вследствие предрассудков, порожденных в века невежества, и склонности правительств потакать частным интересам; нужно облегчить для всех возможность труда, чтобы тем самым создать возможно большую конкуренцию, ведущую к улучшению производства и установлению цен, наиболее выгодных для покупателей.
Сочетая теорию свободы и неограниченной конкуренции с теорией отделения собственника от рабочего, Тюрго провозглашал, что «рабочая плата рабочего ограничивается тем, что необходимо для его существования».

Слайд 35

Иммануил Кант

Родился в Кенигсберге в Пруссии.
Отец его был ремесленником
После окончания

Иммануил Кант Родился в Кенигсберге в Пруссии. Отец его был ремесленником После
школы Кант поступил в Кенигсбергский университет. Закончив его, он зарабатывал себе на жизнь частными уроками в прусских семьях, но продолжал свое образование самостоятельно.
Успешно защитив диссертацию, он стал приват-доцентом, читал различные курсы в Кенигсбергском университете. В 1770 году стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.

Слайд 36

Жизнь Канта

Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел

Жизнь Канта Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел
репутацию очень пунктуального человека.
Ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять свои часы по этим прогулкам.
Одним из редких случаев, когда он опоздал на прогулку после обеда, был тот день, когда он читал книгу Руссо "Эмиль".
Имел много друзей, его уважали и им восхищались все те, кто знал его, но его социальная жизнь была также регулируема, как и работа.
Он так и остался холостяком, хотя, как говорят, любил компании, особенно красивых и воспитанных женщин.
Он заслужил репутацию живого лектора, хотя никто не мог это сказать на основании его работ, которые трудны для понимания и сухи, как по стилю, так и по содержанию.

Слайд 37

"Критика чистого разума"

Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного

"Критика чистого разума" Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного
знания.
Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание", "Как возможна метафизика как наука?".
Такой способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы. Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией.

Слайд 38

Этика

"Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797), "Об

Этика "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797),
изначально злом в человеческой природе" (1792), "О поговорке "может быть это верно в теории, но не годится для практики" (1793), "Религия в пределах только разума" (1793).
"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".
Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей.

Слайд 39

Философия Просвещения

получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании

Философия Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в
мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);
развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;
формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Слайд 40

Историческое значение

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице

Историческое значение Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в
Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Слайд 41

Историческое значение

Под влиянием идей просвещения предприняты были реформы, которые должны были перестроить

Историческое значение Под влиянием идей просвещения предприняты были реформы, которые должны были
всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Слайд 42

Историческое значение

Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления,

Историческое значение Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок
редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам.

Слайд 43

Историческое значение

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как

Историческое значение Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии
базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода.

Слайд 44

Мария Терезия

Правление Марии Терезии было важным этапом в развитии абсолютизма в

Мария Терезия Правление Марии Терезии было важным этапом в развитии абсолютизма в
австрийских землях. Она провела реформы, направленные на усиление государственной централизации (учреждение Государственного совета, реформа провинциального управления, таможенная реформа и др.).
Проводила политику протекционизма, покровительствовала развитию промышленности и торговли.
В условиях кризиса барщинной системы и под воздействием крестьянского восстания 1775 года издала "патент о барщине" (1775), ограничивавший барщину в чешских землях 3 днями в неделю.
В 1768 году издала новый уголовный кодекс, в 1776 году отменила пытки.

Слайд 45

Иосиф II

Иосиф II, из рода Габсбургов. Немецкий король в 1764—1790 гг. Император

Иосиф II Иосиф II, из рода Габсбургов. Немецкий король в 1764—1790 гг.
«Священной Римской империи» в 1765—1790 гг. Король Венгрии и Чехии в 1780— 1790 гг. Сын императора Франца I и королевы Марии- Терезии.

Слайд 46

Реформы

отмена крепостного права (сначала в Богемии, а затем и в других

Реформы отмена крепостного права (сначала в Богемии, а затем и в других
провинциях)
введение относительной свободы вероисповеданий.

Слайд 47

Фридрих II

Король прусский из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, философ, музыкант, композитор, друг

Фридрих II Король прусский из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, философ, музыкант, композитор,
Вольтера и затем его противник

Слайд 48

Реформы

Введение нового уголовного законодательства
Отмена пыток
Упорядочение налоговой системы
Расширение начального образования

Реформы Введение нового уголовного законодательства Отмена пыток Упорядочение налоговой системы Расширение начального образования
Имя файла: Просвещения-и-просвещенный-абсолютизм.pptx
Количество просмотров: 962
Количество скачиваний: 14