Раскол русской церкви и его сущность

Слайд 2


Царь Алексей Михайлович

Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан и

Царь Алексей Михайлович Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан
крестьян: волнения в Новгороде и Пскове, Медный бунт, восстание Степана Разина – все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно – беспокойное царствование Алексея Михайловича «Тишайшего».
Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы.

Слайд 3

Во времена раскола.
А.Иванов.

К середине XVII в. в русских книгах и обрядах

Во времена раскола. А.Иванов. К середине XVII в. в русских книгах и
накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон. Именно он провел реформу: книги и обряды исправил согласно византийским образцам, объявил правильным крещение не двумя, а тремя пальцами, заменил земные поклоны поясными.

Слайд 4

Получив власть над верующими, Никон выступил с идеей первенства церковной власти и

Получив власть над верующими, Никон выступил с идеей первенства церковной власти и
предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета.
В ответ царь перестал посещать патриарший Успенский Собор.
Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Новоиерусалимский монастырь.
Патриарх Никон.

Слайд 5


Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник
(XIX век).

В 1666 г. царь пригласил в

Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник (XIX век). В 1666
Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Патриарх был осужден, лишен сана и заточен в монастырь.
Собор осудил и противников реформы, передав их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви.

Слайд 6

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654
году.
Первоначально движение староверов было немногочисленным, ограничиваясь всего несколькими сотнями ревнителей старой веры.
Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи.
Именно эти немногочисленные сторонники старых обрядов противостояли объединенным силам церкви и государства.
Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
В 1682 г. по царскому приказу он был сожжен вместе со своими соратниками.

Сожжение протопопа
Аввакума.
Миниатюра конца XVII в.

Слайд 7

Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских

Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских
и духовных властей.
Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф.П.Морозова, ее сестра Е.П.Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.
Имя файла: Раскол-русской-церкви-и-его-сущность.pptx
Количество просмотров: 150
Количество скачиваний: 0