Слайд 2
Цель урока:
охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века,
дать общую
характеристику литературе XIX века,
выявить основные этапы развития русской классической литературы,
показать эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики
Слайд 5Теория официальной народности
Государственная идеология в период царствования Николая 1, автором которой
стал С.С.Уваров.
В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены в докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»
Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».
Слайд 6Теория официальной народности
Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу,
а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России.
Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.
Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов.
В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений.
Слайд 8За́падничество
сложившееся в 1830-х – 1850-х годах направление русской общественной и философской мысли,
представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России.
Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии.
Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
Слайд 9Славянофи́льство
сложившееся в 1830-е—1850-е годы националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители
которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.
Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Слайд 10 «Натуральная школа»
Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе
1840-х годов, возникший под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846.
Этот термин был полемически переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.
Слайд 12Почвенничество
течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству.
Возникло в 1860-х г.
Приверженцы называются почвенниками.
Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.
Слайд 13Почвенничество
Термин «Почвенничество» возник на основе публицистики Фёдора Михайловича Достоевского с характерными для
неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам.
Почвенничество было идейно родственным славянофилам (в том числе их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала и в западничестве.
Почвенничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России.
Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник».
Слайд 15Наро́дничество
Идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х — 1910-х годах, ориентированная на «сближение»
с народом в поиске своих корней, своего места в мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.
Слайд 16 Утопический социализм
Принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения
о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Слайд 18 «Малых дел теория»
«абрамовщина», выдвинута в России в период реакции 1880-х годов
на страницах либерально-народнической газеты «Неделя» либеральным народником публицистом Я. В. Абрамовым.
Сторонники «Малых дел теория» призывали интеллигенцию идти в земские учреждения, работать учителями, врачами, чтобы служить народному благу.
Они выдвинули программу улучшения экономического положения народа путём организации народного кредита, страхового дела, содействия покупке земель крестьянами, распространения улучшенных земледельческих орудий.
Отрицая «всякое насильственное улучшение общественных форм», проповедуя «тихую культурную работу», сторонники «Малых дел теория» стремились отвлечь передовые силы общества от революционной деятельности.
«Малых дел теория» - один из симптомов идейного кризиса народничества, его либерального перерождения.
Слайд 20Декадентство
(от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры
2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности.
Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Слайд 21словарь
Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное
мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством. Таким образом, индивидуализм — противоположность идеологий, которые настаивают на подчинении индивидуума обществу.
Антагони́зм(от др.-греч.ανταγωνισμός — «спор, борьба») — соперничество, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.