Повести Пушкина

Содержание

Слайд 2

Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин

Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин

Слайд 3

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи
и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизньКаждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но  будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, - это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, - но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература  вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

Слайд 4

Цели:
Познакомить с произведениями А.С.Пушкина.
Познакомить с литературоведческим понятием: реализм, сентиментализм.
Развивать представление о понятиях:

Цели: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина. Познакомить с литературоведческим понятием: реализм, сентиментализм. Развивать
образ, повесть, характеристика героя,ирония.
Воспитывать интерес к исследовательской литературоведческой работе.
Формировать морально-нравственный облик обучающихся.
Проблема: актуальность характеров героев произведений в современной жизни.
Задача:
Исследовать тексты повестей А.С.Пушкина и определить: существуют ли реальные прототипы у героев повестей А.С.Пушкина.
Проанализировать проблемы художественных призведений.

Слайд 5

Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания.
Пушкин ироничен в «Метели», этой самой

Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой
поэтичной повести цикла.
Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

Слайд 6

Словарь

В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых

Словарь В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых
необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.
Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.
Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь - правительственный курьер.
Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны - плата за пользование лошадьми.

Слайд 7

Сентиментализм, что ясно из самого названия (sens, sentis (лат.) — чувство
Обращается к

Сентиментализм, что ясно из самого названия (sens, sentis (лат.) — чувство Обращается
внутреннему миру человека.
Интерес к простому человеку, к миру его чувств сделали произведения этого направления популярными в России.
Особенностью культуры того времени, да и более позднего, было стремление построить свою жизнь по заемным образцам.
Часто использовались литературные клише. Сентиментальные романы были особенно модны, и герои повести «Метель» пытаются жить «как в романах». Например, сентиментальные романы часто представляют собой переписку между героями.
В «Метели» Марья Гавриловна и Владимир живут рядом, ежедневно встречаются, но состоят в деятельной переписке. «Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни».
Авторский текст самим ироничным звучанием становится точным комментарием к происходящему. Ну как не улыбнуться, когда мы читаем следующие фразы: «Соседи поминутно ездили к нему... а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу», «Само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстью...».

Слайд 8

Авторский текст самим ироничным звучанием становится точным комментарием к происходящему. Ну как

Авторский текст самим ироничным звучанием становится точным комментарием к происходящему. Ну как
не улыбнуться, когда мы читаем следующие фразы: «Соседи поминутно ездили к нему... а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу», «Само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстью...».
Как и почему закончилось это нелепое подражание жизни «как в романе»?
Перечитываем эпиграф повести. В строчках:
«Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий»
«Одинокий». Не часто, видимо, и герои повести посещают его. Ответы учеников приводят нас к размышлению о человеческой судьбе, о том, что многие поколения русских людей жили по христианским заповедям, что нельзя тайно венчаться, совершать такое важное событие без родительского благословения. Как тут не вспомнить двухлетнее сватовство самого Пушкина.

Слайд 9

Роль описания природы в повести

Метель сыграла главную роль в судьбе героев.

Роль описания природы в повести Метель сыграла главную роль в судьбе героев.
На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «...она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться... Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась».

Слайд 10

Образ Бурмина

А лихой повеса Бурмин?
Не раздумывая ни секунды, он встал под

Образ Бурмина А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал
венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал.
Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить.
Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Слайд 11

Их судьба предрешена...

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг

Их судьба предрешена... Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили
друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин.
Господь помиловал их. Метель пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».

Слайд 12

Нравственные ориентиры в жизни

Можно ли строить свою жизнь по образу и подобию

Нравственные ориентиры в жизни Можно ли строить свою жизнь по образу и
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов?
Какие сложности могут возникнуть в жизни, если образцы для подражания окажутся случайными?

Слайд 13

Ответьте устно.

Почему повесть называется «Станционный смотритель»?
В чем заключались обязанности станционных смотрителей?

Ответьте устно. Почему повесть называется «Станционный смотритель»? В чем заключались обязанности станционных смотрителей?

Слайд 14

Как вы думаете, откуда Пушкину так много известно о жизни , службе

Как вы думаете, откуда Пушкину так много известно о жизни , службе станционных смотрителей?
станционных смотрителей?

Слайд 15

Вспомните, что такое сюжет и композиция эпического произведения.
Найдите экспозицию в повести

Вспомните, что такое сюжет и композиция эпического произведения. Найдите экспозицию в повести
«Станционный смотритель». Какова её роль? Как связан с экспозицией эпиграф? И как связан эпиграф со всем текстом повести?
Как построена эта повесть? К какому приему обращается писатель и какое он имеет значение для раскрытия замысла произведения?
Определите завязку, развитие действия, кульминацию и развязку:
а)         в рассказе Ивана Петровича Белкина;
б)        в рассказе Самсона Вырина.
Почему эти элементы сюжета не совпадают? В чем заключается роль такого несовпадения?
Найдите внесюжетные элементы повести. Какую роль они выполняют?

Слайд 16

Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. А композиция -

Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. А композиция -
это построение произведения, целесообразное соединение всех компонентов в художественную целостность. Композиция отражает взаимодействие между персонажами, сценами, эпизодами произведения, способами изображения художественного мира и точками зрения на изображаемое.

Слайд 17

Повесть «Станционный смотритель» начинается с экспозиции, отражающей отношение к станционным смотрителям. Фактически

Повесть «Станционный смотритель» начинается с экспозиции, отражающей отношение к станционным смотрителям. Фактически
здесь содержится две точки зрения: одна широко распространенная, общепринятая в XIX веке - «изверги рода человеческого», «муромские разбойники»;
другая гуманистическая (это точка зрения Ивана Петровича Белкина, вымышленного рассказчика) - «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
Сталкивая эти две точки зрения, Пушкин побуждает читателя посмотреть на станционного смотрителя как на человека, пусть не высокого чина, но достойного понимания и сострадания.
Эпиграф тоже подчинен этой же задаче. В эпиграфе Пушкин перефразировал строку из стихотворения П.А.Вяземского «Станция»:
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
У Вяземского было: «Губернский регистратор».

Слайд 18

«...в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти

«...в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти
все почтовые тракты мне известны… редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...». И мы верим в жизненность и достоверность описанных фактов, характеров.

Слайд 19

Табель о рангах

Уже в эпиграфе к повести мы встречаем указание на чин

Табель о рангах Уже в эпиграфе к повести мы встречаем указание на
Самсона Вырина. Чин этот был самый низкий, 14-го класса. Рассказчик же — титулярный советник. «Находился я в мелком чине...», — говорит он о себе.
Известно, что Пушкин в 1830 г. имел также чин титулярного советника (совпадение не случайное), чин этот действительно был небольшим, «мелким», как говорит рассказчик.
Система чинов, званий, титулов была важным элементом общественной жизни России XIX века. Читая впоследствии произведения Грибоедова, Гоголя, Достоевского, Чехова, мы будем постоянно сталкиваться с этим явлением. Неосведомленность в этом вопросе затрудняет понимание художественного произведения. Для того чтобы приблизить к ученикам пушкинскую эпоху, мы обращаемся к источникам, которые помогут воссоздать атмосферу того времени[4].

Слайд 20

Составление «Табеля о рангах» было завершено в начале 1721 г. В его

Составление «Табеля о рангах» было завершено в начале 1721 г. В его
подготовке активное участие принимал сам Петр I.
В течение двух столетий «Табель» претерпел много изменений, но суть осталась прежней.
Значение «Табеля о рангах» определялось теми правами, которые давали чины, звания и титулы на занятие должностей государственной службы, на вступление в привилегированное сословие, на близость ко двору, на почетное положение в обществе, на некоторую независимость от самоуправства местных властей.
Так, в комментариях Г.Г. Красухина к «Станционному смотрителю»[5] указано на правила 1808 г., пункт 7-й которых гласит: «Путешествующим строго запрещается чинить станционным смотрителям притеснения и оскорбления или почтарям побои».
Выделялось три рода чинов и званий: гражданские, военные и придворные. Между ними существовала сложная система взаимоотношений, но герои пушкинской повести прекрасно разбираются, «каким образом с оными рангами каждому поступать надлежит».
Соответственно «Табелю о рангах» существовали особые формы обращения — титулования.

Слайд 21

Ротмистр Минский занимал среди военных чинов 7-й класс, поэтому, соблюдая правила титулования,

Ротмистр Минский занимал среди военных чинов 7-й класс, поэтому, соблюдая правила титулования,
станционный смотритель обращается к нему — «Ваше Высокоблагородие». Нижние чины обязаны были соблюдать при обращении к высшим соответствующий титул. Старшие могли обращаться к младшим по чину и по фамилии. Но ротмистр Минский иначе, чем снисходительно «ты, брат», к смотрителю не обращается. Слишком незначителен чин этого «маленького» человека.

Слайд 22

А каково было отношение Пушкина к чинам?

Для автора повести «Станционный смотритель» важен

А каково было отношение Пушкина к чинам? Для автора повести «Станционный смотритель»
внутренний мир человека, его духовно-нравственные качества: «...станционные смотрители суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного». Не случайно автор предпочитает беседу с ними «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса...».

Слайд 23

«Маленький человек» А.С. Пушкина

И герой его повести — один из таких скромных

«Маленький человек» А.С. Пушкина И герой его повести — один из таких
и трудолюбивых людей. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Сдержанное почтение и внимание к «маленькому» человеку сменяется насмешливым описанием чинопочитания, распространенного в обывательской среде: «В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанья подавать?».

Слайд 24

Ирония- ...
Пушкин ироничен и в этой самой драматической повести цикла. Ироничен эпиграф

Ирония- ... Пушкин ироничен и в этой самой драматической повести цикла. Ироничен
(маленький чиновник 14-го класса назван «диктатором»), ирония и в имени героя (его зовут Самсон; скромный, ничем не примечательный человек назван именем библейского богатыря).

Слайд 25

Самсон Вырин.

Прочитайте, какие «картинки» украшали «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина?
Простые двусоставные

Самсон Вырин. Прочитайте, какие «картинки» украшали «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина?
предложения, точные эпитеты, малое количество метафор.
Но из сочетания простых слов и предложений рождается предельно ясная картина мира, в котором живут герои повести. Чисто языковыми средствами автор добивается особой ироничности описания.
«Беспокойный юноша» на первой картинке принимает от отца «благословение и мешок с деньгами».
На последней «блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца...». В дополнение к такому содержанию «картинки», отдаленно напоминающие притчу о блудном сыне, сопровождаются стихами, да еще на немецком языке.

Слайд 32

Евангелие от Луки (15: 11–21)

«…у некоторого человека было два сына… И

Евангелие от Луки (15: 11–21) «…у некоторого человека было два сына… И
[отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране… и он рад был наполнить чрево свое рожка€ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему… увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»

Слайд 33

Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?

Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?

Слайд 34

В некоторых моментах история взаимоотношений отца и его «блудной дочери» напоминает притчу,

В некоторых моментах история взаимоотношений отца и его «блудной дочери» напоминает притчу,
но словно в зеркальном отображении.

Слайд 35

Герои повести делают все наоборот. Отец сам отправляет дочь из родного дома.

Герои повести делают все наоборот. Отец сам отправляет дочь из родного дома.
Правда, происходит это случайно, невольно, он-то не думал, что расстается с ней навсегда. Он и сам не понимает, как мог позволить Дуне уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви».

Слайд 36

Не дождавшись возвращения дочери, он отправляется в Петербург, чтобы разыскать и вернуть

Не дождавшись возвращения дочери, он отправляется в Петербург, чтобы разыскать и вернуть
«заблудшую овечку», но приезжает назад без Дуни.

Слайд 38

Как вы думаете, почему плакала на могиле отца Дуня?

Проходят годы, смотритель

Как вы думаете, почему плакала на могиле отца Дуня? Проходят годы, смотритель
умирает в нищете и горе. Лишь после смерти отца приезжает Дуня домой. И не нищая и голодная дочь возвращается в родной дом, а богатая барыня. И не возвращается, а лишь заходит, проезжая мимо. Повесть Пушкина заканчивается не радостной встречей отца с дочерью, а невозможностью встречи и примирения, покаяния и прощения. Не в отчем доме завершается история отца и дочери, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел в своей жизни.

Слайд 39

Евангельская же притча — о покаянии и всепрощающей отцовской любви.
Блудный сын

Евангельская же притча — о покаянии и всепрощающей отцовской любви. Блудный сын
вовремя опомнился, покаялся, получил прощение и изменил свою жизнь.

Слайд 40

Какое чувство возникает при чтении повести?
Перечитаем последнюю страницу повести.

Какое чувство возникает при чтении повести? Перечитаем последнюю страницу повести.

Слайд 41

Пустота — вот слово, которое точнее всего характеризует эмоциональное впечатление от прочитанного.

Пустота — вот слово, которое точнее всего характеризует эмоциональное впечатление от прочитанного.
«Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом». Вместо могилы смотрителя — «груда песка, в которую врыт был черный крест». И хотя ждали Дуню, «прекрасную барыню», юные барчата, покоем и радостью не веет от этой картины. Ощущение внутренней и внешней пустоты не покидает нас.
Самсон Вырин и Дуня вызывают чувство сострадания, сожаления, но не осуждения. Они словно бы не доросли до понимания истинных человеческих ценностей.
Впервые в русской литературе с такой силой зазвучала тема «маленького человека», маленького не только по своему служебному и общественному положению, но духовно ограниченного, «маленького» по своей внутренней сути. Это было художественное открытие Пушкина. Над «маленьким человеком» русская литература никогда не смеялась, а понимала его.

Слайд 42

Самсон Вырин и Дуня вызывают чувство сострадания, сожаления, но не осуждения. Они

Самсон Вырин и Дуня вызывают чувство сострадания, сожаления, но не осуждения. Они
словно бы не доросли до понимания истинных человеческих ценностей.
Впервые в русской литературе с такой силой зазвучала тема «маленького человека», маленького не только по своему служебному и общественному положению, но духовно ограниченного, «маленького» по своей внутренней сути. Это было художественное открытие Пушкина. Над «маленьким человеком» русская литература никогда не смеялась, а понимала его.

Слайд 43

Почему развязка «Метели» радостная, ведь герои ее тоже нарушили волю родителей, сбежав

Почему развязка «Метели» радостная, ведь герои ее тоже нарушили волю родителей, сбежав и тайно обвенчавшись?
и тайно обвенчавшись?
Имя файла: Повести-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 376
Количество скачиваний: 0