Роман Мастер и Маргарита Булгакова

Содержание

Слайд 2

Я не знаю другого сатирика, который создал бы столь смелые, правдивые

Я не знаю другого сатирика, который создал бы столь смелые, правдивые и
и выразительные карикатуры на советского человека и на ту атмосферу тридцатых годов, которая сплющивала и уродовала и жизнь, и духовный и нравственный облик человека.
В. Завалишин

Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке.

М. Булгаков

Слайд 3

Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть

Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло?
зло, то как может быть Бог?
М. Лермонтов

Слайд 5

Творческая история романа «Мастер и Маргарита»

1928 г. – начало работы над романом

Творческая история романа «Мастер и Маргарита» 1928 г. – начало работы над

1929 г. – вторая редакция ( «Копыто инженера» )
1931 г. - появляются в романе Маргарита и ее спутник («Консультант с копытом»)
«Помоги, Господи, кончить роман». 1931 г.
1932 г.- возможные заглавия: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Он появился», «Черный богослов».
1934 трижды встречается слово «мастер»
1937 г. – «Князь тьмы»
«Вечером Михаил Афанасьевич работал над романом «Мастер и Маргарита», - записала 12 ноября 1937 года Е. С. Булгакова в своем дневнике.
1938 г. – написан «Эпилог»
15 января 1940 года Елена Сергеевна записала в дневнике:
«Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю»

Слайд 6

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?
ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ
ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
ДОБРО И ЗЛО, ВЕЧНОЕ

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА? ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКА ДОБРО
ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И БОРЬБА
ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
МИЛОСЕРДИЕ И ВСЕПРОЩЕНИЕ

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ

Слайд 7

Бытовой
(картины московского быта 20-30 годов)

фантастический (элементы фантастики)

философский (вечные проблемы)

автобиографический

любовный

сатирический

РОМАН

Бытовой (картины московского быта 20-30 годов) фантастический (элементы фантастики) философский (вечные проблемы) автобиографический любовный сатирический РОМАН

Слайд 8

«роман в романе»
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера
20 – 30

«роман в романе» Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера 20 – 30
годы жизнь Христа

КОМПОЗИЦИЯ

Мастер – роман о Понтии
Пилате и Иешуа

противопоставление

Слайд 9

Роман Мастера безличен, в нем нет образа автора и образа читателя, нет

Роман Мастера безличен, в нем нет образа автора и образа читателя, нет
открыто заявленных авторских рассуждений, комментариев к репликам героев, исторических сравнений. При описании событий автор не позволяет себе ни тени комизма, гротеска, сатиры, фарса

Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Роман Мастера

Роман о Мастере,
Воланде, москвичах

“скрепы” - повторяющиеся предложения,
завершающие одну главу и начинающие следующую

Слайд 10

ТРИ МИРА В РОМАНЕ

ОСНОВНЫЕ МИРЫ

ВЕЧНЫЙ
ПОТУСТОРОННИЙ

ДРЕВНИЙ
ЕРШАЛАИМСКИЙ

СОВРЕМЕННЫЙ
МОСКОВСКИЙ

Роль связующего звена выполняет Волонд и его свита.

ТРИ МИРА В РОМАНЕ ОСНОВНЫЕ МИРЫ ВЕЧНЫЙ ПОТУСТОРОННИЙ ДРЕВНИЙ ЕРШАЛАИМСКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ
Время и пространство то сжимаются, то расширяются, сходятся, пересекаются,то теряются

Слайд 11

Мифологическое

Современное

Освобождение
Мастера и Пилата

Время в романе

События начинаются
“ранним утром14 числа
весеннего месяца

Мифологическое Современное Освобождение Мастера и Пилата Время в романе События начинаются “ранним
нисана”,
заканчиваются в субботу,
на рассвете 15 нисана

В Москве действие происходит
“однажды весною” в течение 4 дней.
И “один миг” о полуночи –
бал у Воланда.

1929 год от Рождества Христова, город Москва

29 год от Рождества Христова, город Ершалаим

Слайд 12

Система образов

Определяется сюжетными линиями романа:

философская

любовная

мистическая

сатирическая

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Мастер и Маргарита

Воланд и

Система образов Определяется сюжетными линиями романа: философская любовная мистическая сатирическая Понтий Пилат
его свита

Москва и москвичи

Слайд 13

Система двойников в романе

триады

Система двойников в романе триады

Слайд 17

материальный мир

мир истории

Потусторонний

мир

материальный мир мир истории Потусторонний мир

Слайд 19

ДОБРО

?

ДОБРО ?

Слайд 20

Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера

Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера
Евангелие
Христос, 33 года, богочеловек
родился в Вифлееме
имел 12 учеников
в город въехал на осле
распят на кресте
воскрес
Иуда повесился

Роман Мастера
Иешуа, 27 лет, бродячий философ,
родился в г. Гамала
один ученик
никто его не знает
распят на столбе
умер
Иуда убит ножом

История богочеловека и
чуда воскрешения

Главный герой—Иисус

История власти,
трусости и
человеческой слабости

Главный герой—Понтий Пилат

Слайд 21

Иещуа Га-ноцри

Образ Иешуа имеет и сверхреальный смысл и в этом своем качестве

Иещуа Га-ноцри Образ Иешуа имеет и сверхреальный смысл и в этом своем
противостоит образу Воланда как носитель высшей истины «доброй воли», согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону»

Слайд 22

Иешуа погибает как трагический герой, потому что его принцип не может

Иешуа погибает как трагический герой, потому что его принцип не может найти
найти воплощения в жизни, хотя он прекрасен, хотя человечество, возможно, было бы спасено, если бы оно услышало слово бродячего философа.

Слайд 23

Но не смотря на то, что толпа остается глухой к проповеди

Но не смотря на то, что толпа остается глухой к проповеди новых
новых человеческих идеалов, за Иешуа следует Левий Матвей, встреча с ним производит переворот в душе Понтия Пилата.

Слайд 24

- За что на 12 тысяч лун наказан Пилат?

За трусость. Он не

- За что на 12 тысяч лун наказан Пилат? За трусость. Он
рискнул спасти понравившегося ему и невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из  боязни потерять место прокуратора.

«Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные»

Слайд 25

Мотив дома

Дом—убежище от истории,
от времени, миропорядок.
Дома в романе:

Мотив дома Дом—убежище от истории, от времени, миропорядок. Дома в романе: квартира
квартира №50,
дом Мастера в Арбатском переулке,
дом Грибоедова,
сумасшедший дом,
вечный дом истории (покой).

Мастер ищет дом, обретает и теряет его.
Иван Без –дом–ный (блудный сын, испытания меняют его).

Слайд 26

БОЛЬШАЯ САДОВАЯ 10 КВ.50

БОЛЬШАЯ САДОВАЯ 10 КВ.50

Слайд 27

Особняк Маргариты

Особняк Маргариты

Слайд 28

Особняк Маргариты

Булгаковская Москва

Особняк Маргариты Булгаковская Москва

Слайд 29

Подвал Мастера

Подвал Мастера

Слайд 30

Дом Грибоедова

Дом Грибоедова

Слайд 31

Рыбно-дачная секция

Однодневная
творческая
путевка

ПЕРЕЛЫГИНО

Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной

КАССА
Личные вопросы скетчистов

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

Редакционная

Рыбно-дачная секция Однодневная творческая путевка ПЕРЕЛЫГИНО Запись в очередь на бумагу у
коллегия

Правление Массолита

БИЛЬЯРД
НАЯ

ПРЕДСЕ
ДА
ТЕЛЬ МАС
СО
ЛИ
ТА

Слайд 32

«… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…
квартирный вопрос только испортил их…».

«… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Слайд 33

Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва как локальное пространство советской действительности

Москва в романе «Мастер и Маргарита» Москва как локальное пространство советской действительности

Москва как семиотическое пространство

Москва как место действия реальных исторических событий

Москва как художественный объект

Москва как граница миров

Социально-бытовая модель общества

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная
картина мира

Слайд 34

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Слайд 36

Воланд

«…Так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно

Воланд «…Так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы,
хочет зла и вечно совершает благо…»

«…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого… Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…

Глаза «мессира» разного цвета: «Приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв.»

Слайд 37

Бегемот (в переводе – «чудовище») - один и заметных зверей в Библии;

Бегемот (в переводе – «чудовище») - один и заметных зверей в Библии;
в космогоническом мифе о триаде «Левиафан - Бегемот – Зиз» - царь зверей.  

Бегемот

назад

«Кондукторша, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:
-Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а то, что он собирается платить!»

Слайд 38

Азазелло

назад

«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на

Азазелло назад «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в
голове и торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.»

Слайд 39

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику.
фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

Слайд 40

Крылатые фразы

Нет документа, нет и человека.
Что же это у вас, чего не

Крылатые фразы Нет документа, нет и человека. Что же это у вас,
хватишься, ничего нет.
Квартирный вопрос только испортил их.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Осетрина второй свежести.
Подумаешь, бином Ньютона!
Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
Брал, но брал нашими, советскими!
Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
Мне ли бриллиантов не знать?
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?


Слайд 41

Литературный мир в романе

Литературный мир описан в 5 главе,
которая

Литературный мир в романе Литературный мир описан в 5 главе, которая делится
делится на две части.
В первой части иронично описана жизнь в Массолите (“говорящие “ фамилии сотрудников, названия секций и отделов литературной организации).
Вторая часть представляет собой “перевернутое” описание литургии—черная месса. Литераторы оказываются апостолами Сатаны, а ресторан дома Грибоедова превращается в Ад.
Дважды описав мир московских литераторов и используя при этом разные способы характеристики, Булгаков оба раза дает этому ”мирку” отрицательную характеристику.
Слова “мастер “и “писатель “ в роман, по сути, являются антонимами.

Слайд 42

Литературные аллюзии в романе

Сцены московских пожаров соотносятся с пожаром, описанным

Литературные аллюзии в романе Сцены московских пожаров соотносятся с пожаром, описанным в
в романе Достоевского «Бесы». В романе Достоевского метафорические бесы совершают поджог, в романе Булгакова реальные бесы поджигают Москву, причем перед пожаром в доме Грибоедова из уст Бегемота звучит: «Достоевский бессмертен !»

Достоевщина какая-то !!!

Слайд 44

Литературные аллюзии в романе

Коровьев и Бегемот напоминают героев романа Гофмана “Житейские

Литературные аллюзии в романе Коровьев и Бегемот напоминают героев романа Гофмана “Житейские
воззрения Кота Мурра” капельмейстера Иоганеса Крейслера и кота Мурра.
Эпиграф, имя героини Маргарита, ряд значимых деталей взяты из “Фауста” Гете.

Слайд 45

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО
ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ».

Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" .Все эти определения встречаются в тексте романа.
Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859). Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!".

Слайд 46

Музыкальные аллюзии в романе

Редактор журнала М. А. Берлиоз носит фамилию

Музыкальные аллюзии в романе Редактор журнала М. А. Берлиоз носит фамилию немецкого
немецкого композитора Гектора Берлиоза (1803—1869), автора “Фантастической симфонии”. Героя этого музыкального произведения казнят, и после смерти он присутствует на шабаше нечистой силы. Как известно из романа, М. А. Берлиоз повторяет путь своего “музыкального “однофамильца. А инициалы этого героя совпадают с инициалами самого Булгакова.

Слайд 47

Имя помощника Воланда Фагот является названием музыкального инструмента, который был изобретен средневековым

Имя помощника Воланда Фагот является названием музыкального инструмента, который был изобретен средневековым
монахом Афранием. В романе Коровьев-Фагот и Афраний являются двойниками

Слайд 48

Свобода и несвобода в романе

свобода
независимость
Полеты
Творчество
Мастер
одиночество, сумасшествие
истина и любовь

Свобода и несвобода в романе свобода независимость Полеты Творчество Мастер одиночество, сумасшествие

жертва во имя людей

несвобода
власть и подчинение
падения
стереотипы, догмы
писатель
"люди без сюрприза«
предательство

Изменившись внутренне, П. Пилат и И. Бездомный
стремятся перейти из
"несвободы "в "свободу ".

Слайд 49

«Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За

«Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной,
мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь»
М. А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»

Слайд 50

Мастер появился не в начале романа, а лишь в главе 13.(«Явление героя»).

Мастер появился не в начале романа, а лишь в главе 13.(«Явление героя»).

В диалоге двух пациентов психиатрической клиники впервые звучит слово,заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа:
«-Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.
Гость потемнел и погрозил Ивану кулаком,потом сказал:
- Я – мастер…»

«Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритой Николаевной. Она была красива. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Ей был нужен он, мастер…»

Мастер и Маргарита

Слайд 51

« - Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт

« - Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их
их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок …».

Слайд 52

« …Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую

« …Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую
вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то, что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Слайд 53

Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины.
«Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о

Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины. «Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о бесовских чарах.
бесовских чарах.

Слайд 54

Cон Маргариты вещий: она видит своего возлюбленного в унылом месте, напоминающем исправительные

Cон Маргариты вещий: она видит своего возлюбленного в унылом месте, напоминающем исправительные
лагеря или ссылку, и облик Мастера в ее сновидении совпадет с тем, каким он стал в тюрьме и сумасшедшем доме.

Слайд 55

Мотив «бесовства»
усиливает тему всепоглощающей любви
как одного из самых прекрасных

Мотив «бесовства» усиливает тему всепоглощающей любви как одного из самых прекрасных и естественных человеческих чувств.

и естественных человеческих чувств.

Слайд 56

Великий бал у Сатаны

Ради любви Маргарита соглашается на
предложение Воланда

Великий бал у Сатаны Ради любви Маргарита соглашается на предложение Воланда стать
стать хозяйкой бала Сатаны, но гордость не дает ей слабости просить о помощи, она готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера

Слайд 57

"Она чувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на

"Она чувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу
балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда…
- Всего хорошего, мессир, - произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там я уж дойду до реки и утоплюсь»."

Слайд 58

Воланд обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”,

Воланд обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”,
а с другой – справедливый судья, воздающий каждому по заслугам.

Способность Маргариты к самоотречению покоряет Воланда. Он возвращает ей возлюбленного.

Слайд 59

«Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею, а рядом возвышалась стопка нетронутых тетрадей.

«Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею, а рядом возвышалась стопка нетронутых тетрадей.
Домик молчал. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер».

Слайд 60

Что такое «покой» и «вечный дом»?

"Ад—место, где душа очищается в меру

Что такое «покой» и «вечный дом»? "Ад—место, где душа очищается в меру
своей совести и обретает покой".
"Вечный дом—часто употреблявшееся у евреев название для гробниц ".
Покой, каким видит его в своем сне Маргарита (19 глава), — это “адское место для живого человека “, уединение в безрадостном месте.
Покой—гармония

Слайд 61

- Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

 В какой-то момент он испугался

- Почему Мастеру дарован покой, а не свет? В какой-то момент он
жизни:  отказался от борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать, возненавидел свой роман.

Слайд 62

Почему “покой, а не “свет”?

Мастер не является для Булгакова идеалом.

Почему “покой, а не “свет”? Мастер не является для Булгакова идеалом. Дарование
Дарование ему света было бы слишком простым решением проблемы добра и зла, т. к. взаимосвязь этих двух этических категорий не могла быть понята Булгаковым односторонне. Биографические черты автора в образе Мастера также не позволили Булгакову наградить его светом.

Слайд 63

Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет

Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет никаких
никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно. И я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». Никто из людей не смеет упрекнуть замечательного человека за подобную капитуляцию. Но «он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий». Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова.

Слайд 64

Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет ее жизнью,
она

Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет ее жизнью, она
способна нести на своих плечах бремя общих забот. Поддерживать своего возлюбленного.
Имя файла: Роман-Мастер-и-Маргарита-Булгакова-.pptx
Количество просмотров: 485
Количество скачиваний: 5