Русская философия

Содержание

Слайд 2

Русская философия

Русская философия

Слайд 3

русская философия (XIX – XX вв.)

собирательное название философских концепций русских мыслителей
Традиционно началом

русская философия (XIX – XX вв.) собирательное название философских концепций русских мыслителей
русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.

Слайд 4

Основная проблематика:

Проблема человека;
Космизм;
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России - между

Основная проблематика: Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического
Востоком или Западом –
специфическая проблема русской философии;
Проблема власти и государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего;
Проблема творчества.

Слайд 5

Основные черты русской философии:

По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя

Основные черты русской философии: По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя,
интуитивизма в философии
Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу;
Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский
Соборность, Интуитивизм,
Метафизичность, Реалистичность (онтологизм)
Религиозность, Нравственность

Слайд 6

Этапы развития русской философии

Славянофильство и западничество
Народничество
Философия всеединства
Религиозная философия – Софиология
Космизм

Этапы развития русской философии Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология Космизм

Слайд 7

1. Славянофильство и западничество

Славянофилы:
А.С. Хомяков
И.В. Киреевский
К.С. Аксаков
Ю. Самарин

Западники:
П.Я. Чаадаев
В. Боткин
П. Анненков
Т. Грановский

1. Славянофильство и западничество Славянофилы: А.С. Хомяков И.В. Киреевский К.С. Аксаков Ю.

Слайд 8

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)

«Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма»
«Апология

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) «Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические
сумасшедшего»
Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов.
Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе
Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности.
Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение.
Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).

«Смысл России - быть уроком всему человечеству».

Слайд 9

Философические письма (1829-1831гг.)

Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

Философические письма (1829-1831гг.) Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836

Автор выразил сожаление по поводу «отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии».
Дает начало философскому осмыслению проблемы
Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным.
Николай I, после прочтения «Писем»: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного».
Журнал был закрыт, а Чаадаев  объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».

Слайд 10

Славянофилы утверждали

существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия
наличие у России

Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие
собственного, самобытного пути исторического развития.
неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности)
отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии
Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков

Слайд 11

Хомяков А.С. (1804 - 1860)

особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия
Основной

Хомяков А.С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского
труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)
Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.
В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм

Слайд 12

2. Народничество (1860 - 1910 гг.)

Представители:
А.И. Герцен
Н.Г. Чернышевский
А. Григорьев
Н.Н. Страхов
П. Лавров
Потери

2. Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители: А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский А.
связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой
Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Объективными условия:
слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Герцен Александр Иванович
(1812-1870 гг.) - основатель движения народничества

Слайд 13

3. Философия всеединства

Представители:
Владимир Соловьев,
Сергей и Евгений Трубецкие,

3. Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков,

Сергей Булгаков,
Павел Флоренский,
Лев Карсавин
Семен Франк
Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.

Слайд 14

Проявления всеединства

В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога

Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари,
и человека;
В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию.
В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.

Слайд 15

Соловьев Владимир (1853-1900 гг.)

Основные труды:
"Оправдание Добра»
«Три разговора о войне, прогрессе и конце

Соловьев Владимир (1853-1900 гг.) Основные труды: "Оправдание Добра» «Три разговора о войне,
всемирной истории»

«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»

Слайд 16

Павел Флоренский (1882 - 1917)

«Столп и утверждение истины»
снятие противоречия между существованием «мирового

Павел Флоренский (1882 - 1917) «Столп и утверждение истины» снятие противоречия между
зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром

Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Масло. 1917

Слайд 17

4. Религиозная философия

Сергей Булгаков
Василий Розанов
(религиозно-философское общество)
Дмитрий Мережковский
(русский символизм)
Николай Бердяев
(«Философия свободы»,
«Смысл творчества»)

Успенский собор

4. Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский (русский

Московского Кремля 

Слайд 18

Николай Бердяев (1874-1948)

Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»
единственный механизм творчества -

Николай Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества
свобода.
ввел и развил понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Слайд 19

Сергей Булгаков (1871 - 1944)

Труды:
«Философия хозяйства»
«Свет Невечерний»
«Философия имени»
с 1918 г. –

Сергей Булгаков (1871 - 1944) Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени»
священник

Слайд 20

5. Космизм

Представители:
Н.Ф. Федоров
(1829-1903)
К.Э. Циолковский
(1857-1935)
В.И. Вернадский
(1863-1945)
А.Л.Чижевский
(1897-1964)

Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о

5. Космизм Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский (1863-1945)
Космосе и о человеке как «гражданине Мира»
В Фс понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.
В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной

Слайд 21

Николай Федоров

Философия «общего дела»
Воскрешение предков – патрификация
Его осуществит Бог нашими руками,

Николай Федоров Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог
с помощью современной науки, которая от Бога.
Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты.
Замысел освоения космического пространства

Проект «регуляции природы»

Имя файла: Русская-философия.pptx
Количество просмотров: 185
Количество скачиваний: 0