Русская икона. Иконография

Содержание

Слайд 2

Ико́на (др.-греч. — «о́браз»)
— в христианстве - священное изображение лиц или событий

Ико́на (др.-греч. — «о́браз») — в христианстве - священное изображение лиц или
библейской или церковной истории.

Андрей Рублев
Спас из Звенигородского чина,
рубеж XIV—XV веков

Слайд 3

В иконописи используется особая система изображения пространства — так называемая «обратная перспектива»:

В иконописи используется особая система изображения пространства — так называемая «обратная перспектива»:
некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, чем подчёркивается их значимость

Феофан Грек
Преображение Господне, 1403
Государственная Третьяковская Галерея

Слайд 4


В изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных

В изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных
местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия.

Сергий Радонежский с житием.

Слайд 5


В иконописи все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической

В иконописи все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической
традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.

Андрей Рублев.
Григорий Богослов, 1408
Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Слайд 6

В иконе нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени,

В иконе нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени,
а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, при этом объём может создаваться с помощью особой штриховки или тона.

Симеон Ушаков
Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году

Слайд 7

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Лука — апостол, сподвижник апостола Павла, христианский

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы» Лука — апостол, сподвижник апостола Павла,
святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым.
Символом евангелиста Луки является крылатый телец, держащий Евангелие.

Слайд 8

Фаюмский портрет

Энкаустика
(от др.-греч. — [искусство] выжигания) —
техника живописи, в которой

Фаюмский портрет Энкаустика (от др.-греч. — [искусство] выжигания) — техника живописи, в
связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).

Слайд 9

Техника иконописи обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным

Техника иконописи обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным
углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока».

Ковчег (от ст.-слав. — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.

Слайд 10

Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас».

После шлифовки поверхности грунта на

Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта
него переводится рисунок будущей иконы. Затем (в отдельных случаях) делается «графья» или «прорезь», прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющая не сбиться в последующей работе.

Слайд 11

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

Живописная работа.

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона. Живописная работа.

Слайд 12

Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и

Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и
черт в наиболее напряжённых участках изображения.

Ассист — штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Слайд 13

Риза, или оклад— накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх

Риза, или оклад— накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх
красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.