Сверхъестественное в первобытном мышлении

Содержание

Слайд 2

Сверхъестественное в первобытном мышлении

В центре внимания автора — известного французского философа, этнографа

Сверхъестественное в первобытном мышлении В центре внимания автора — известного французского философа,
и психолога Люсьена Леви-Брюля (1857 — 1939) — проблемы природы человеческого мышления, культурной обусловленности его развития. Идеи Леви-Брюля породили плодотворную полемику и явились ценным вкладом в становление научного представления о природе сознания и мышления.

Слайд 3

Глава I

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Главные

Глава I КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
тезисы:
Использовать ли общечеловеческие термины при описании дикарей, ведь их представления не могут быть рассмотрены отдельно от чувств и эмоций (в отличии от цивилизованного человека)?
Как выглядят те или иные явления или предметы в представлении дикаря?

Слайд 4

Зуньи представляют себе даже изготовленные человеком предметы живыми – на манер заснувших

Зуньи представляют себе даже изготовленные человеком предметы живыми – на манер заснувших людей.
людей.

Слайд 5

На охоте санталы встречая тигра или леопарда называют его «кошка», чтобы не

На охоте санталы встречая тигра или леопарда называют его «кошка», чтобы не
привлечь его внимания, называя его имя.

Слайд 6

У туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чужую тень.

У туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чужую тень.

Слайд 7

Вывод по главе:
Мышление первобытного человека – мистическое. Мистические элементы являются неотъемлемой частью

Вывод по главе: Мышление первобытного человека – мистическое. Мистические элементы являются неотъемлемой
восприятия мира дикаря, т.к. продукты его восприятия немедленно обволакиваются сложным состоянием сознания, в котором господствуют коллективные представления. А представления в свою очередь являются мистическими.

Слайд 8

Глава II

ЗАКОН ПАРТИЦИПАЦИИ (СОПРИЧАСТИЯ)

Основные тезисы:
Каким законам подчинено мышление первобытных людей?
Работает ли

Глава II ЗАКОН ПАРТИЦИПАЦИИ (СОПРИЧАСТИЯ) Основные тезисы: Каким законам подчинено мышление первобытных
мышление первобытного человека по принципу «Post hoc – ergo propter hoc» (После этого – значит вследствие этого)?

Слайд 9

Туземцы Новых Гибридов считают, что если на человека упала змея и через

Туземцы Новых Гибридов считают, что если на человека упала змея и через
неделю у него умер сын, то он умер из-за упавшей тогда змеи.

Слайд 10

В Новой Гвинее туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми

В Новой Гвинее туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми
руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет.

Слайд 11

Необходимо обратиться к мистическому характеру коллективных представлений и признать такой же характер

Необходимо обратиться к мистическому характеру коллективных представлений и признать такой же характер
за ассоциациями, которые образуются между этими представлениями в мышлении первобытных обществ. Эти ассоциации в разной форме и степени предполагают наличие партиципации между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением.
Например: дикари видят картины по-другому, т.к. любая репродукция сопричастна оригиналу, а оригинал они видят иначе, т.к. он сопричастен с рядом других предметов или существ.

Слайд 12

Само существование группы понимается как комплекс сопричастий. У арунта каждый человек живущий

Само существование группы понимается как комплекс сопричастий. У арунта каждый человек живущий
сейчас – это перевоплощение предка эпохи Алчеринга и это член рода определенного тотема. Другой формой сопричастия является чуринга, с которой они чувствуют особую связь, гладят и шепотом разговаривают.

Слайд 13

Глава III

ОПЕРАЦИИ И ПРИЕМЫ ПРА-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Основной тезис:
Какова роль партиципаций в умственных

Глава III ОПЕРАЦИИ И ПРИЕМЫ ПРА-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Основной тезис: Какова роль партиципаций
операциях первобытных людей?

Слайд 14

Глава IV

МЫШЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ К ИХ ЯЗЫКАМ

Основной тезис:
В какой

Глава IV МЫШЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ К ИХ ЯЗЫКАМ Основной тезис:
степени исследование языков может подтвердить сказанное относительно мышления низших обществ?

Слайд 15

У индейцев Понка, чтобы сказать «человек убил кролика» нужно сказать «Человек, он,

У индейцев Понка, чтобы сказать «человек убил кролика» нужно сказать «Человек, он,
один, живой, стоя, нарочно, убил, пустив, стрелу, кролика, его, живого, сидящего»

Слайд 16

У туземцев о-ва Кивай подлежащее в единственном числе обозначается суффиксом «ро», двойственное

У туземцев о-ва Кивай подлежащее в единственном числе обозначается суффиксом «ро», двойственное
«торибо», тройственное «поторо», а неопределенное множественное «сирио»

Слайд 17

Глава V

ПРА-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЧИСЛЕНИЮ

Глава V ПРА-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЧИСЛЕНИЮ

Слайд 18

Йорубы считают до десяти цифрами, а далее по схеме «11=10+1», «19=20-1», «70=20*4-10»,

Йорубы считают до десяти цифрами, а далее по схеме «11=10+1», «19=20-1», «70=20*4-10», «150=20*8-10»
«150=20*8-10»

Слайд 19

Глава VI

РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ НИЗШИХ ОБЩЕСТВ, ОСНОВАННЫЕ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, УПРАВЛЯЕМЫХ ЗАКОНОМ СОПРИЧАСТИЯ

Глава VI РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ НИЗШИХ ОБЩЕСТВ, ОСНОВАННЫЕ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, УПРАВЛЯЕМЫХ ЗАКОНОМ

Основной тезис:
Магические операции в охоте и рыболовстве

Слайд 20

«Танец бизона»

«Танец бизона»

Слайд 21

У сиуксов, когда показывается стадо, охотники принимаются говорить со своими лошадьми, хвалить

У сиуксов, когда показывается стадо, охотники принимаются говорить со своими лошадьми, хвалить
их, льстить им, называя их отцами, братьями и т. д. Приблизившись к стаду, они делают остановку, для того чтобы охотник, несущий трубку, мог совершить церемонию, считающуюся необходимой для успеха. Последний зажигает трубку и в течение некоторого времени остается с опущенной головой, повернув ствол трубки к стаду. Затем он начинает курить, направляя дым последовательно в сторону бизонов, земли и четырех стран света»

Слайд 22

Глава VII

БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН

Основной тезис:
Поведение первобытного человека при

Глава VII БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН Основной тезис: Поведение
столкновении с неизвестным

Слайд 23

У Маори с Новой Зеландии объяснением всех болезней является дух «Атуа», который

У Маори с Новой Зеландии объяснением всех болезней является дух «Атуа», который «грызет их»
«грызет их»

Слайд 24

Вывод по главе:
Сверхъестественное ‒ столь постоянный фактор жизни, что дает первобытному человеку

Вывод по главе: Сверхъестественное ‒ столь постоянный фактор жизни, что дает первобытному
столь же быстрое и разумное объяснение всего происходящего, как и обращение к познаваемым силам природы современного человека. Первобытный человек совершенно не пытается отыскивать причинные связи, которые не очевидны сами по себе, и немедленно обращается к мистической силе.

Слайд 25

Глава VIII

МИСТИЧЕСКИЕ И НЕВИДИМЫЕ СИЛЫ (ПОТУСТОРОННИЙ МИР)

Основной тезис:
Отношение первобытного человека к

Глава VIII МИСТИЧЕСКИЕ И НЕВИДИМЫЕ СИЛЫ (ПОТУСТОРОННИЙ МИР) Основной тезис: Отношение первобытного
сверхъестественным силам и «иному» миру.

Слайд 26

Всего существует три взаимосвязанные категории невидимых влияний:
Духи мертвых
Духи, одушевляющие предметы природы,

Всего существует три взаимосвязанные категории невидимых влияний: Духи мертвых Духи, одушевляющие предметы
животных, растения, неодушевленные предметы
Чары, или колдовство, источником которых являются действия колдунов

Слайд 27

Папуасы Новой Гвинеи почти во всех своих бедах видят злое колдовство

Папуасы Новой Гвинеи почти во всех своих бедах видят злое колдовство

Слайд 28

Вывод по главе:
В представлениях первобытных людей чувственный мир и мир «иной» составляют

Вывод по главе: В представлениях первобытных людей чувственный мир и мир «иной»
нечто единое. Совокупность невидимых существ для них нераздельна от совокупности существ видимых. «Иной» мир внушает страх и отвращает сознание первобытного человека от анализа и выяснения объективных данных.

Слайд 29

Глава IX

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ

Основной тезис:
Понимание современным человеком первобытного мышления

Глава IX ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОБЫТНОГО СОЗНАНИЯ Основной тезис: Понимание современным человеком первобытного мышления

Слайд 30

Описание институтов, нравов и верований первобытных племен с помощью логических понятий искажает

Описание институтов, нравов и верований первобытных племен с помощью логических понятий искажает
первоначальный замысел, являя собой крайне неточный «перевод».

Слайд 31

«Раковинные деньги» (Muschelgeld) туземцев Соломоновых островов не являются монетами в понимании современного

«Раковинные деньги» (Muschelgeld) туземцев Соломоновых островов не являются монетами в понимании современного
человека, а служат конкретным целям

Слайд 32

Вывод по главе:
Для точного описания туземцев и их чувств и мышления недостаточно

Вывод по главе: Для точного описания туземцев и их чувств и мышления
знания языка на повседневном уровне. Необходимо проследить, как представления туземцев связаны между собой в мифах, сказках, обрядах, требуется овладение духом и подробностями языка.
Концептуальное мышление современного человека делает трудным и ненадежным понимание институтов, в которых находит выражение мышление первобытных обществ ‒ мистическое, нежели логическое.

Слайд 33

Глава X

ПЕРЕХОД К ВЫСШИМ ТИПАМ МЫШЛЕНИЯ

Основной тезис:
Знание пра-логического и мистического мышления

Глава X ПЕРЕХОД К ВЫСШИМ ТИПАМ МЫШЛЕНИЯ Основной тезис: Знание пра-логического и
при изучении высших типов мышления

Слайд 34

Вывод по главе:
Знание пра-логического и мистического мышления может служить не только изучению

Вывод по главе: Знание пра-логического и мистического мышления может служить не только
первобытных обществ. Высшие типы мышления происходят от низшего типа. Они должны воспроизводить еще в более или менее уловимой форме часть черт низшего мышления. Для того чтобы понять высшие типы, необходимо обратиться к первобытному типу.

Слайд 35

Основные тезисы 1 части работы «Сверхъестественное в Первобытном мышлении»

Институты, обычаи, верования первобытных

Основные тезисы 1 части работы «Сверхъестественное в Первобытном мышлении» Институты, обычаи, верования
людей предполагают пра-логическое и мистическое мышление, направленное иначе, чем наше.
Коллективные представления и ассоциации представлений, составляющих это мышление, управляются законом сопричастности, и в качестве таковых они безразличны к логическому закону противоречия.

Слайд 36

Глава I

УДАЧА И НЕСЧАСТЬЕ

Основной тезис:
Категоризация невидимых сил и явлений

Глава I УДАЧА И НЕСЧАСТЬЕ Основной тезис: Категоризация невидимых сил и явлений

Слайд 37

Категории невидимых сил

Те, которых человек боится.
Те, которые он считает для себя благоприятными.

Категории невидимых сил Те, которых человек боится. Те, которые он считает для себя благоприятными.

Слайд 38

Эскимосы Гренландии освящают свои амулеты при помощи формул и заклинаний

Эскимосы Гренландии освящают свои амулеты при помощи формул и заклинаний

Слайд 39

День для Индонезийских племён разделён на «счастливые» и «несчастливые» часы

День для Индонезийских племён разделён на «счастливые» и «несчастливые» часы

Слайд 40

В Южной Африке у племени баила существует поверье, что у некоторых людей

В Южной Африке у племени баила существует поверье, что у некоторых людей
легкая рука для посева. Во время сева все наперебой обращаются к их услугам

Слайд 41

Глава II

«РАСПОЛОЖЕНИЕ» СУЩЕСТВ И ПРЕДМЕТОВ

Основной тезис:
Отношение первобытного человека к предметам

Глава II «РАСПОЛОЖЕНИЕ» СУЩЕСТВ И ПРЕДМЕТОВ Основной тезис: Отношение первобытного человека к предметам

Слайд 42

Прежде чем воспользоваться новой сетью для ловли черепах, туземцы Фиджи должны провести

Прежде чем воспользоваться новой сетью для ловли черепах, туземцы Фиджи должны провести
целый ряд операций, иначе ловля окажется неудачной

Слайд 43

У аборигенов «даяков» с острова Калимантан запрещено отказываться от предложенного питья или

У аборигенов «даяков» с острова Калимантан запрещено отказываться от предложенного питья или
еды. Предложивший питье или пищу и получивший отказ ставится в опасное положение

Слайд 44

Чтобы разлюбить мужа или возлюбленного, женщина из племени Новой Зеландии идет к

Чтобы разлюбить мужа или возлюбленного, женщина из племени Новой Зеландии идет к
колдуну, чтобы он «отделил» от неё любовь. Это достигается простым прикосновением пальцев к телу

Слайд 45

Туземцы Борнео остерегаются раздражать души вещей и животных, умиротворяя их жертвоприношениями

Туземцы Борнео остерегаются раздражать души вещей и животных, умиротворяя их жертвоприношениями

Слайд 46

Вывод по главе:
Первобытный человек стремится или угадать «расположение» того или иного существа

Вывод по главе: Первобытный человек стремится или угадать «расположение» того или иного
или предмета, чтобы соответственно построить свое поведение. Необходимо знать, что может настроить их на враждебный лад и какими средствами, если таковые существуют, нужно попытаться изменить их настроение.

Слайд 47

Глава III

ЦЕРЕМОНИИ И ПЛЯСКИ

Глава III ЦЕРЕМОНИИ И ПЛЯСКИ

Слайд 48

Церемониальный австралийский танец «Интичиума»

Церемониальный австралийский танец «Интичиума»

Слайд 49

Мистическое значение масок в тайных церемониях

Мистическое значение масок в тайных церемониях

Слайд 50

Глава IV

КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ПОКОЙНИКОВ

Глава IV КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ПОКОЙНИКОВ

Слайд 51

Мир покойников и мир живых

Мир покойников и мир живых

Слайд 52

Значение благорасположения покойников

Значение благорасположения покойников

Слайд 53

Иерархия покойников

Иерархия покойников

Слайд 54

Глава V

КОЛДОВСТВО

Глава V КОЛДОВСТВО

Слайд 55

Смерть, болезнь, несчастье как проявление колдовства

Смерть, болезнь, несчастье как проявление колдовства

Слайд 56

Глава VI

ОСКВЕРНЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ

Глава VI ОСКВЕРНЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ

Слайд 57

Глава VII

КРОВЬ, ЕЕ МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Глава VII КРОВЬ, ЕЕ МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА