Русские драматурги

Содержание

Слайд 2

Становление русского театра

С середины 18 начинается создание первого русского профессионального театра, возникновение

Становление русского театра С середины 18 начинается создание первого русского профессионального театра,
классицистической трагедии на русской сцене.
Завершается период становлением современной драматургии реализма.

Слайд 3

Александр Петрович Сумароков

Основоположник русской классической драматургии, один из организаторов и первый директор

Александр Петрович Сумароков Основоположник русской классической драматургии, один из организаторов и первый
русского профессионального публичного театра, созданного в 1756 году.
Первая его трагедия «Хорев»,написанная на сюжет из истории Киевской Руси. Тема трагедии – долг перед Отечеством.
Выбор сюжета, тема, звучные стихи определили огромный успех пьесы.

Слайд 4

Театр Сумарокова

Наиболее известны его трагедии «Синав и Трувор», «Дмитрий – Самозванец». Помимо

Театр Сумарокова Наиболее известны его трагедии «Синав и Трувор», «Дмитрий – Самозванец».
9 трагедий, драматургом написаны 12 комедий, два оперных либретто, либретто балета
Следуя принципам классицизма, строго соблюдал единство времени, места и действия. Для его пьес характерно разрешение конфликтов в прямых столкновениях различных точек зрения.
Выходец из знатной, но обедневшей дворянской семьи, выражал идеологию просвещенного дворянства и был сторонником просвещенного абсолютизма: дворянин должен быть образцовым гражданином, а царь как первый дворянин – образцом для всего дворянства.
Пьесы Сумарокова определили становление русского профессионального театра.

Слайд 5

Яков Борисович Княжнин

Представитель русского классицизма. Первая его трагедия «Дидона» (1769) основана на

Яков Борисович Княжнин Представитель русского классицизма. Первая его трагедия «Дидона» (1769) основана
классической теме борьбы долга и чувства.
В трагедии «Владимир и Ярополк» показывает деспотизм как неизбежное следствие самодержавной власти.
Создал ряд комических опер и трагедий, сатирическая направленность которых отражала передовые тенденции его времени.
Таковы оперы «Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Скупой», «Притворная сумашедшая», «Траур, или Неутешная вдова» и др.

Слайд 6

Денис Иванович Фонвизин

Первый драматургический опыт- перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы».
Комедией

Денис Иванович Фонвизин Первый драматургический опыт- перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы».
«Бригадир», написанной в конце 60-х годов, сделал шаг вперед в развитии русского театра
Обличает дикость нравов, тупоумие, жестокость провинциальных помещиков.
В 1781 году создал свое лучшее произведение «Недоросль», вошедшее в сокровищницу русской драматургии.
Соблюдая формальные правила классицизма, сделал первый шаг в создании русской реалистической драмы.

Слайд 7

Владислав Александрович Озеров

Определил новый этап в истории русского театра. Его герои лишены

Владислав Александрович Озеров Определил новый этап в истории русского театра. Его герои
схематизма, поступки и речи их более просты и естественны.
Проявляя характерный для сентиментализма интерес к внутреннему миру героя, по-новому трактовал персонажи, приближаясь к романтизму.
Самые известные трагедии «Фингал», «Дмитрий Донской», «Поликсена»

Слайд 8

Александр Сергеевич Грибоедов

Один из основоположников реализма в русской драматургии.
В содружестве с другими

Александр Сергеевич Грибоедов Один из основоположников реализма в русской драматургии. В содружестве
авторами написал комедии «Молодые супруги», «Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Студент», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», оставил наброски трагедий «Грузинская ночь», «Радамист и Зенобия», «1812год».
Вершиной творчества стала гениальная комедия «Горе от ума», в которой дана «резкая картина нравов». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» Пушкина и «Горе от ума» Грибоедова были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.

Слайд 9

Александр Сергеевич Пушкин

Значение гениального поэта для развития русской драматургии столь же велико,

Александр Сергеевич Пушкин Значение гениального поэта для развития русской драматургии столь же
как и для литературы.
Отверг все догмы и каноны классицизма, создав первую русскую национальную трагедию «Борис Годунов», в которой дал верное изображение эпохи, мощные и яркие характеры, показал нерасторжимую связь «судьбы человеческой и судьбы народной».
В своих «Маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») Пушкин исследует человеческие страсти.Раскрывая тему скупости, зависти, любви стремится к тому, чтобы «драма стала заведовать страстями и душою человеческой».
Пушкиным написаны критические статьи о театре: «Мои замечания об русском театре», «Письмо к издателю «Московского вестника», варианты предисловия к «Борису Годунову».

Слайд 10

Николай Васильевич Гоголь

Первый драматургический опыт – комедия «Владимир 3-й степени», не законченная

Николай Васильевич Гоголь Первый драматургический опыт – комедия «Владимир 3-й степени», не
писателем.
После незаконченной драмы «Альфред» пишет «Женитьбу» (1835 год)
«Ревизор» (1835 год) – высшее достижение драматургии Гоголя.Здесь автор поднимается до широкого социального обобщения, разоблачает государственный строй, дворянское и чиновничье общество.
Постановка «Ревизора» на сцене стала событием общественного значения, вызвав восторженное одобрение передовых кругов и яростьреакционно настроенной привилегированной публики.

Слайд 11

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Испанцы»(1830 год) – первое драматургическое произведение
Пьесы «Люди и страсти», «Странный

Михаил Юрьевич Лермонтов «Испанцы»(1830 год) – первое драматургическое произведение Пьесы «Люди и
человек», «Два брата». В них развращенному обществу противопоставлен романтический герой, наделенный сильными страстями и пламенной душой.
Драма в стихах Маскарад» (1835-1836) стала лучшим драматургическим произведением Лермонтова и величайшим произведением русской романтической драматургии.

Слайд 12

Алексей Константинович Толстой

В историю русского театра вошел как автор трилогии «Смерть Иоанна

Алексей Константинович Толстой В историю русского театра вошел как автор трилогии «Смерть
Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Характерна реалистическая глубина образов, гуманистическая направленность, выразительность и красочность языка.
Написал также драму «Посадник» и драматическую поэму «Дон Жуан»

Слайд 13

Александр Васильевич Сухово - Кобылин

Заподозренный в убийстве своей жены – француженки, был

Александр Васильевич Сухово - Кобылин Заподозренный в убийстве своей жены – француженки,
оправдан лишь в результате многолетнего судебного процесса. За эти годы столкнулся с бюрократизмом, взяточничеством, чиновничьим произволом, уничтожающими человеческое достоинство.
С огромной силой обличения отразил это в трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».
Острота сюжета, мастерство драматургического построения, выразительность речи персонажей обеспечили произведениям долгую сценическую жизнь.

Слайд 14

Иван Сергеевич Тургенев

В реалистических комедиях «Безденежье» (1845), «Холостяк» (1848), «Нахлебник» (1849) развивает

Иван Сергеевич Тургенев В реалистических комедиях «Безденежье» (1845), «Холостяк» (1848), «Нахлебник» (1849)
гоголевское направление в драме. В «Нахлебнике» раскрывает тему «маленького человека», вынужденного отстаивать свое человеческое достоинство.
«Завтрак у предводителя» рисует быт помещиков, осмеивая ограниченность, своекорыстие, невежество.
«Месяц в деревне», «Где тонко, там и рвется» раскрывают характеры героев через их переживания.
«Провинциалка», «Вечер в Сорренто» (1852 год) завершили театральную деятельность Тургенева.

Слайд 15

Александр Николаевич Островский

Создал реалистическую драму нового типа. Социально – бытовая обрисовка персонажей,

Александр Николаевич Островский Создал реалистическую драму нового типа. Социально – бытовая обрисовка
национальное своеобразие. Характеристика героев через особенности их речи – таковы главные черты пьес.
Показав домостроевский купеческий быт («Не в свои сани не садись», «Бедность не порог»), чиновничества («Доходное место»), разночинную интеллигенцию(«Таланты и поклонники»), дворянство («Волки и овцы»), раскрывает социальные контрасты «темного царства» с огромной силой художественного обобщения.
«Гроза», «Горячее сердце», «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и др. Образы, созданные писателем, представляют собой многообразные, самобытные человеческие характеры.

Слайд 16

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

«Драматические сцены и монологи» (1856). Картины нравов, произвол

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин «Драматические сцены и монологи» (1856). Картины нравов,
провинциального чиновничества.
Комедия «Смерть Пазухина» (1857). Обличает стяжательство, хищничество. Пьесы были запрещены.
«Соглашение», «Погоня за счастьем», «Недовольные» критиковал «освободительную реформу»
В пьесе «Тени» рисует мир бюрократических чиновников

Слайд 17

Лев Николаевич Толстой

Сохранились незаконченные комедии ифрагменты пьес. Написанных им в начале литературной

Лев Николаевич Толстой Сохранились незаконченные комедии ифрагменты пьес. Написанных им в начале
деятельности.
«Зараженное семейство» (1864) –первая законченная комедия.
«Первый винокур, или как черт краюшку заслужил» направлена против пьянства.
Драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения» раскрывают пустоту. Бессмысленность и безделье дворянства, противопоставляя ему острый ум, сметку, жизнестойкость людей из народа.
«Живой труп» - вершина драматургии. Критикует судебно – правовую систему, бюрократизм.

Слайд 18

Антон Павлович Чехов

В 80 – 90 годы создает драматургические этюды и водевили:

Антон Павлович Чехов В 80 – 90 годы создает драматургические этюды и
«О вреде курения табака», «Лебединая песня», «Медведь» и др.
Крупнейшие произведения были созданы в 1895 – 1903 году. Это «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Особое значение приобретает подтекст.
Творчество Чехова ознаменовало глубокий сдвиг в истории драматического театра и оказало огромное влияние на развитие драматургии 20 века.