Русский футуризм (лучизм, неопримитив, кубофутуризм)

Содержание

Слайд 2

Художественная Франция стала эталоном современного поиска, современной живописи. Именно во Франции выдвигались централь­ные

Художественная Франция стала эталоном современного поиска, современной живописи. Именно во Франции выдвигались
проблемы искусства, там же они и решались. Имен­но по отношению к французскому искусству выстраи­вали свои стратегии те отряды нацио­нальных художественных школ, которые хотели эти школы возглавить. Но исключения были, и такое исключение в России — это казус итальянского футуризма.

Слайд 3

Когда мы говорим о русских аван­гардистах, само собой выскакивает слово «фу­туризм». Это слово появи­лось

Когда мы говорим о русских аван­гардистах, само собой выскакивает слово «фу­туризм». Это
в 1909 году, когда поэт и гениаль­ный пиарщик Маринетти опубликовал в газете «Фигаро» «Мани­фест футуризма».

Слайд 4

Футуристы воспевали скорость, электри­чество, волны, пронзающие материю, энергию, и в том числе энергию войны.

Футуристы воспевали скорость, электри­чество, волны, пронзающие материю, энергию, и в том числе
Человеческие страдания интересова­ли их ничуть не больше, чем страдания электри­ческой лампочки. И футуристы декларировали свою ненависть к музеям. 
Для итальянской моло­дежи это было понятно, потому что Италия уже превратилась к тому моменту в общеевропейский музей, собрание белых мраморов и священ­ных картин, которые гирей висели на ногах у итальянской художествен­ной молодежи.

Слайд 5

Футуристы, в отличие от кубистов с их тяготением к ста­бильности, устойчивости, к ана­лизу формы, стремились передать движе­ние.
Работы футуристов

Футуристы, в отличие от кубистов с их тяготением к ста­бильности, устойчивости, к
мы смотрели вместе с кубистами, вот пара работ что бы вы освежили их в памяти:

Слайд 6

Полет ласточки, Джакомо Балла

Полет ласточки, Джакомо Балла

Слайд 7

Динамизм собаки на поводке
, 1912
Джакомо Балла

Динамизм собаки на поводке , 1912 Джакомо Балла

Слайд 8

Получилось так, что футуризм в России приобрел сенсационную известность. Манифесты итальян­ских писателей и художников

Получилось так, что футуризм в России приобрел сенсационную известность. Манифесты итальян­ских писателей
переводились. Для художников, живописцев было понятно, что в это сообществе теория отдельно, а практика отдельно.

Слайд 9

Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Термином

Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Термином
"футуризм" обозначались самые разные тенденции русского авангардизма
неопримитивизм
лучизм
кубофутуризм
поиски художников, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

Слайд 10

Кубофутуризм

Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник

Кубофутуризм Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии)
на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915 гг.

Слайд 11

А.Шемшурин, Д.Бурлюк, В.Маяковский. Москва. Фотография. 1913.

А.Шемшурин, Д.Бурлюк, В.Маяковский. Москва. Фотография. 1913.

Слайд 12

Д.Бурлюк. Фотография. 1913

Д.Бурлюк. Фотография. 1913

Слайд 13

Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой,

Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были
Поповой, Удальцовой, Экстер.

Слайд 14

Аристарх Лентулов,
Василий Блаженный, 1913

Аристарх Лентулов, Василий Блаженный, 1913

Слайд 15

Аристарх Лентулов,
Москва, 1913

Аристарх Лентулов, Москва, 1913

Слайд 16

М.Ларинов,
портрет Гончаровой

М.Ларинов, портрет Гончаровой

Слайд 17

Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизм Ларионова.

Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой

По внешнему виду кубофутуристические работы представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913).

Слайд 18

К.Малевич,
Точильщик, 1912

К.Малевич, Точильщик, 1912

Слайд 19

К.Малевич,
Портрет Клюна, 1913

К.Малевич, Портрет Клюна, 1913

Слайд 20

К.Малевич «Утро после грозы»

К.Малевич «Утро после грозы»

Слайд 21

"Уборка ржи" К. Малевич, 1911

"Уборка ржи" К. Малевич, 1911

Слайд 22

Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в

Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в
"Уборке ржи" К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности.

Слайд 23

К. Малевич "Авиатор" 1914

К. Малевич "Авиатор" 1914

Слайд 24

Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича "Авиатор" (1914).

Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича "Авиатор" (1914).
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
В "Авиаторе" геометризованная, закованная в металлические латы фигура венчается головой в цилиндре. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. Здесь же присутствует пила, игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески ("аптека", что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии.
Как бы парит и сама фигура авиатора. Пространство лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности.

Слайд 25

Наиболее полно кубофутуристы были представлены на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» (февраль 1915 г., Петроград)

Наиболее полно кубофутуристы были представлены на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» (февраль
и частично на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» (декабрь 1915 — январь 1916 г., Петроград), где Малевич впервые поразил публику своим новым изобретением — супрематизмом. 

Слайд 27

«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в

«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в
русской живописи и обозначить переход к супрематизму.
«0,10» — это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме. Десять означало количество художников, планировавших участвовать в выставке, но, когда участников стало четырнадцать, название не было изменено

Слайд 28

Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея» А. Крученых, В. Хлебниковым, Е. Гуро. Не случайно их работы называли

Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея» А. Крученых, В. Хлебниковым,
еще «заумным реализмом», подчеркивая алогизм и абсурдность их поздних композиций. Малевич, между тем, считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов. 

Слайд 29

Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины «Корова и скрипка» (1913), Малевич писал:

Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины «Корова и скрипка» (1913), Малевич

«Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма».

Слайд 30

Алогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе составила

Алогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе
основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм.

Слайд 31

Типичными кубофутуристическими "произведениями" стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия

Типичными кубофутуристическими "произведениями" стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия
Каменского "Танго с коровами" (1914). Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: "Владимир пишет мой поясной портрет... Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально “характер моего лица”".

Слайд 32

Владимир и Давид Бурлюки (иллюстрации) к книге Василия Каменского "Танго с коровами"

Владимир и Давид Бурлюки (иллюстрации) к книге Василия Каменского "Танго с коровами" (1914)
(1914)

Слайд 36

Лучизм

Одна из первых систем беспредметной живописи в практике мирового художественного авангарда, разработанная М.Ф.Ларионовым.
Впервые «луч лучизма»

Лучизм Одна из первых систем беспредметной живописи в практике мирового художественного авангарда,
мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».

Слайд 37

Стекло
М.Ларионов
1912

Стекло М.Ларионов 1912

Слайд 38

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться, чем отличается

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства.
лучизм от прочих -измов тех лет. Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, что когда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят

Слайд 39

Раскрашивающийся
М.Ларионов. Фотография. 1913

Раскрашивающийся М.Ларионов. Фотография. 1913

Слайд 40

Лучистые линии ,М.Ларионов
1911

Лучистые линии ,М.Ларионов 1911

Слайд 41

Если «Лучистые линии» Ларионова — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровой лучистый портрет Ларионова опирается на вполне даже определенный

Если «Лучистые линии» Ларионова — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровой лучистый
объект.

Слайд 42

Н.Гончарова, Кошки (Восприятие в чёрном и жёлтом), 1913

Н.Гончарова, Кошки (Восприятие в чёрном и жёлтом), 1913

Слайд 43

Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от так называемой «объективной

Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше
реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи, увиденные художником, то есть впечатления художника.
Что и позволило Маяковскому определить лучизм как кубистическую версию импрессионизма. Иными словами, лучизм — впечатление художника от действительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.

Слайд 44

Петух. Лучистый этюд
М. Ларионов
1912

Петух. Лучистый этюд М. Ларионов 1912

Слайд 45

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи —

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова,
не непременно именно лучи, они могут создать округлые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.

Слайд 46

м

Ткач , Н.Гончарова
1913

м Ткач , Н.Гончарова 1913

Слайд 47

Лучистые лилии , Н.Гончарова
1913

Лучистые лилии , Н.Гончарова 1913

Слайд 48

Неопримитивизм

 нео­при­ми­ти­визм — направление русского авангарда и художественное течение, с опорой на ко­то­ро­е позже был создан

Неопримитивизм нео­при­ми­ти­визм — направление русского авангарда и художественное течение, с опорой на
супрематизм. Выросший из желания пренебречь клас­си­че­скими живописными догмами с одной стороны и акку­ратного по­дра­жания примитивам Матисса и Гогена с другой, неопримити­визм про­цве­тал в период с 1908 по 1913 год.

Слайд 49

Михаил Ларионов.
«Офицерский парик­махер» (1909)

Михаил Ларионов. «Офицерский парик­махер» (1909)

Слайд 50

Русские источники неопримитивизма – мир русской крестьянской культуры и народного искусства, полный

Русские источники неопримитивизма – мир русской крестьянской культуры и народного искусства, полный
архаики и языческих переживаний.
Художники авангарда черпали свое вдохновение в русской иконе и лубке, живописной вывеске, культуре городских «низов». Многие из них имели коллекции народных картинок, лубка, вывесок, балаганных афиш.
Имело значение и средоточие в Санкт-Петербурге мирового значения коллекций первобытных культур Океании, Австралии и Северной Америки в музеях Академии наук.

Слайд 51

Михаил Ларионов.
Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Слайд 53

В примитиве, «великом бессознательном искусстве» художники-профессионалы ценили цельность и народную органику мироощущения,

В примитиве, «великом бессознательном искусстве» художники-профессионалы ценили цельность и народную органику мироощущения,
искренность и непосредственность чувств, наивное простодушие художника-ребенка.
Признавая художественную ценность и значение примитива для мирового искусства, художники-неопримитивисты впервые глубоко поставили проблему взаимодействия профессионального и традиционного искусства.
Представители н. – М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, А.В. Шевченко.

Слайд 54

Малевич, Полотеры

Малевич, Полотеры

Слайд 55

Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского

Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика,
рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику.

Слайд 56

Гончарова Наталья,
Крестьяне, собирающие яблоки.
1907-1908
(и отсылки к Гогену!))

Гончарова Наталья, Крестьяне, собирающие яблоки. 1907-1908 (и отсылки к Гогену!))

Слайд 57

Гончарова Наталья,
Сенокос.
1910

Гончарова Наталья, Сенокос. 1910

Слайд 58

Михаил Ларионов.
«Венера» 

Михаил Ларионов. «Венера»

Слайд 61

«Венеры» Ларионова символизируют переходный этап художника от неопримитивизма к абстракционизму. На этой картине

«Венеры» Ларионова символизируют переходный этап художника от неопримитивизма к абстракционизму. На этой
Венера вполне телесно изображена, но ощущения телесности и чувственности ее изображение не несет. Она уже переходит в разряд абстракций. По сути, это схема Венеры, написанная со свойственной Ларионову мягкой улыбкой и тонкой ироничностью: вот, мол, смотрите, все по-настоящему, даже грудь имеется, да прорисована тщательно как. Волосы Венеры никуда не «ниспадают» и ничего не «окутывают», они заплетены в косички и торчат в разные стороны. Перину, на которой Венера возлежит, держит ангел. Его изображение весьма отличается от классических пухлых амуров (кстати, не сам ли Михаил Ларионов здесь изображен в столь ангелоподобном облике?). Да и Венера далека от греко-римских идеалов, прямо скажем. Надписи на картине сближают ее с жанром вывесок.