Русский иконостас

Содержание

Слайд 2

Классический русский высокий иконостас

Классический русский высокий иконостас

Слайд 3

Схема высокого иконостаса:
13, 11, 10, 12, - местный ряд (иконы, царские

Схема высокого иконостаса: 13, 11, 10, 12, - местный ряд (иконы, царские
врата, дьяконские двери).
4 - праздничный ряд
5 - деисусный (апостольский) ряд
3 - пророческий
2 - праотеческий
1 - распятие

Слайд 4

Праотеческий ряд располагается под крестом, в самом верху.
Это образ Церкви ветхозаветной,

Праотеческий ряд располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной,
еще не получившей Закон.
Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.
Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Слайд 5

Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их

Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их
пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).
В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пророческий ряд
В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон.

Слайд 6

Праздничный ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Праздничный ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
В нем изображаются 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).

Слайд 7

Деисусный чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит

Деисусный чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит
сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых

Слайд 8

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от
Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами.

Слайд 9

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во
литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». 

Слайд 10

На царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими вратами -

На царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими вратами -
Тайная вечеря. По бокам царских врат- справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; -слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери- дьяконские.

Слайд 11

5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз.
Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом

5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством
Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление.
Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.
Имя файла: Русский-иконостас.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0