«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка

Содержание

Слайд 2

« Рабы власти без достоинства тираны, без сострадания своих крепостных, высасывающие

« Рабы власти без достоинства тираны, без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь
жизнь и кровь народа».
А.И.Герцен.
Из статьи «О развитии революционных идей в России».

Слайд 3

Путешествие продолжается…

Закончив экскурсию по городу NN вместе с Чичиковым и получив

Путешествие продолжается… Закончив экскурсию по городу NN вместе с Чичиковым и получив
визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь.
Непригляден, беден открывается дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты.
Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Слайд 4


Помещик Манилов

Помещик Манилов

Слайд 5

Помещик Манилов-
бесплодный мечтатель и фантазёр-
приглашает вас на сладенькую болтовню»в
«Храм уединенного размышления»

Помещик Манилов- бесплодный мечтатель и фантазёр- приглашает вас на сладенькую болтовню»в «Храм
на берегу озера в поместье Маниловка.

Визитка

Слайд 6

Приятная встреча

План:
1 .Описание усадьбы Маниловка.
2 .Авторская характеристика Манилова.
З.Манилов и

Приятная встреча План: 1 .Описание усадьбы Маниловка. 2 .Авторская характеристика Манилова. З.Манилов
его отношение к друзьям, помещикам.

Слайд 7

Усадьба помещика

«…Дом господский стоял одиночкой на юрту, то есть на возвышение,

Усадьба помещика «…Дом господский стоял одиночкой на юрту, то есть на возвышение,
открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и на- считал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно…»

Слайд 8

Мебель дома Манилова

«…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла

Мебель дома Манилова «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла
прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево: но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гости словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». Виной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…»

Слайд 9

Портрет Манилова

«… Один бог разве мог сказать, какой был характер

Портрет Манилова «… Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова.
Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…
В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою.
В его кабинете всегда лежала какая-то заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»

Слайд 10

Лексическая находка

Запишите в тетрадь:
Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство;

Лексическая находка Запишите в тетрадь: Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное
«сладенькая болтовня». Заискивающие манеры, заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

Слайд 11

Помещица Коробочка

Помещица Коробочка

Слайд 12


Визитка

Помещица
Коробочка Настасья Петровна-
коллежская секретарша,
«дубинноголовая»,
суеверная и ограниченная,
всегда ждёт вас в своей деревеньке
и

Визитка Помещица Коробочка Настасья Петровна- коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда
готова продать вам даже свою душу
по выгодной цене.

Слайд 13

Мебель в доме
и пейзаж вокруг
<…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями;

Мебель в доме и пейзаж вокруг "Да у ней деревушка не маленька”…..>
картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...>
<…Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять;….>
<…. Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа...>
<…. За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две.
"Да у ней деревушка не маленька”…..>

Слайд 14

Портрет помещицы, её речь и манеры.

<….вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то

Портрет помещицы, её речь и манеры.
спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…..>
<…Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю…>
<….Она была одета лучше, нежели вчера, – в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано”…>

Слайд 15

Чичиков и Коробочка

Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской

Чичиков и Коробочка Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской
мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...». Казалось бы, Коробочка с куриной ограниченностью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его авантюризмом и головокружительной размашистостью задуманного предприятия.

Слайд 16

Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Не случайно

Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Не случайно
здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, и его описание показывает, что шкатулка эта напоминает «комод» Коробочки. Кажется, что в шкатулке Чичикова, как и в комоде Коробочки, ничего нет, кроме дорожных вещей. Но нет! «Под верхним ящиком находится нижний, основное пространство которого занято кипами бумаг». Вот тутто и скрывается еще «маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько там было денег». Гений скопидомства, Коробочка тут же высоко оценивает чичиковский вариант ее «комода»: «Хорош у тебя ящик, отец мой... чай в Москве купил его?» «Дубинноголовая» Коробочка не так уж примитивна и проста, как это сперва может показаться. Исследователь «Мертвых душ» В. В. Федоров называет ее «союзником автора против подлеца - приобретателя Чичикова». Почему? Задумаемся: что именно не принимает в авантюре Чичикова Коробочка? Главный аргумент героя в диалоге с нею — полная непригодность покойников в хозяйстве — не имеет для Коробочки доказательной силы. «Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только и останавливает, что ведь они уже мертвые». Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто целостное, пусть и на самом примитивном уровне.

Слайд 17

Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда

Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда
(из вполне здорового чувства целого) — нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать купленных им мертвецов из земли. На победоносном пути Чичикова к богатству, основанному на фикции, на использовании отчужденной от содержания формы («ревизская сказка»), встает примитивное сознание «дубинноголовой» Коробочки, в котором форма и содержание сохраняют свое единство. И Чичиков не может преодолеть пассивного сопротивления этого сознания. Не случайно на стене у Коробочки между картин, где были изображены птицы, висел портрет Кутузова! Но самое интересное в том, что такое же сопротивление противоестественному отчуждению формы от содержания почувствует в своей душе и Чичиков, когда он начнет приводить в порядок купчие крепости на «мертвых душ». Вдруг эти души оживут и воскреснут в его воображении со своими яркими характерами, со своей индивидуальной судьбой! Изображая характеры помещиков, Гоголь часто прибегает к обобщениям, завершающим портреты этих героев. Манилова он сравнивает со слишком «умным министром». А о Коробочке говорит: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Да и «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого существования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома...»?

Слайд 18

Обобщение по теме урока

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым,

Обобщение по теме урока Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным
«рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница- воры, слуги- «нечистоплотные пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».
Другая- пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка -домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Слайд 19

Пётр Михайлович Боклевский

Пётр Михайлович Боклевский

Слайд 20

Домашнее задание

подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.

Домашнее задание подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.
Имя файла: «Рыцарь-пустоты»-Манилов-и-«скопидомка»-Коробочка.pptx
Количество просмотров: 265
Количество скачиваний: 0