«Серебряный век» русской поэзии Символизм

Содержание

Слайд 2

«Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов,

«Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов, обозначение
обозначение эпохи взлёта поэтического искусства конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России
(«Русский Ренессанс»)

Николай Авдеевич Оцуп, поэт, переводчик, создатель эмигрантского журнала «Числа»

1890-ые – 1920 г.г.

Слайд 3

1890-ые – 1920 г.г.

1890-ые – 1920 г.г.

Слайд 4

Модернизм (от фр.новейший, современный) - это общее название направлений искусства и литературы

Модернизм (от фр.новейший, современный) - это общее название направлений искусства и литературы
к.19- н.20 в.в., подразумевающее новые явления, имеющие целью духовное возрождение человека, преображение мира средствами искусства, отводящие автору роль ТЕУРГА-пророка, способного постичь мировую гармонию, высшие истины

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
Н.Гумилёв

Слайд 5

Течения модернизма

символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Течения модернизма символизм акмеизм футуризм имажинизм

Слайд 6

Символизм

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через

Символизм СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
символы.

Слайд 7

«Мрак есть начало света…» (В.Соловьёв)

В.С.Соловьёв
1853-1900

Милый друг, иль ты не видишь,
Что

«Мрак есть начало света…» (В.Соловьёв) В.С.Соловьёв 1853-1900 Милый друг, иль ты не
всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892

Слайд 8

Объединяющим началом мирового единства виделось искусство - “земное подобие творчества божественного”.

Объединяющим началом мирового единства виделось искусство - “земное подобие творчества божественного”. Символ
Символ (многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

Слайд 9

В.Я.Брюсов
ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На

В.Я.Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На
эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.    

Слайд 10

Символисты

«Старшие символисты»

В.Я. Брюсов (1873-1924)

К.Д. Бальмонт (1867-1942)

Символисты «Старшие символисты» В.Я. Брюсов (1873-1924) К.Д. Бальмонт (1867-1942)

Слайд 11

Д.С. Мережковский (1865-1941)

З.Н. Гиппиус (1869-1945)

Д.С. Мережковский (1865-1941) З.Н. Гиппиус (1869-1945)

Слайд 12

Фёдор Кузьмич Сологуб
(Тетерников)
1863-1927 Г.Г.

Анненский
Иннокентий Фёдорович
(1955-1909)

Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников) 1863-1927 Г.Г. Анненский Иннокентий Фёдорович (1955-1909)

Слайд 13

А.А. Блок (1880-1921)

«Младшие символисты»

А. Белый (Б.Н.Бугаев)(1880-1934)

А.А. Блок (1880-1921) «Младшие символисты» А. Белый (Б.Н.Бугаев)(1880-1934)

Слайд 14

Вячеслав Иванович Иванов
(1866-1949)

Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949)

Слайд 15

Идейные вожди, теоретики- Мережковский Д.С., Брюсов В.Я.

Программа – «Ключи тайн» (В.Брюсов)
«Искусство

Идейные вожди, теоретики- Мережковский Д.С., Брюсов В.Я. Программа – «Ключи тайн» (В.Брюсов)
есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность»
«Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю "стихии чуждой, запредельной"

Слайд 16

Особенности эстетики и поэтики символистов

«Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями…

Особенности эстетики и поэтики символистов «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными
откровение».
Понятие о ДВОЕМИРИИ, тяготение к мистике
Символ (знак чего-л.,многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности
Сильное субъективное (личное и личностное) начало
Культ впечатления (импрессионизм)
Метафоричность, развитие у слова дополнительных значений
Минорное звучание поэзии, её музыкальность (словесно-музыкальный поток)
Изысканность форм и образов, повышенное внимание к звучанию стихов, иногда в ущерб содержанию

Слайд 17

В.Я.Брюсов
Шорох
Шорох в глуши камыша, Шелест — шуршанье вершин, Шум в свежей

В.Я.Брюсов Шорох Шорох в глуши камыша, Шелест — шуршанье вершин, Шум в
чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин.

В.Я.Брюсов
Шорох
Шорох в глуши камыша, Шелест — шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин.

Слайд 18

УЧЕНИК ОРФЕЯ Я всюду цепи строф лелеял, Я ветру вслух твердил стихи, Чтоб он в

УЧЕНИК ОРФЕЯ Я всюду цепи строф лелеял, Я ветру вслух твердил стихи,
степи их, взвив, развеял, Где спят, снам веря, пастухи; Просил у эхо рифм ответных, В ущельях гор, в тиши яйлы; Искал черед венков сонетных В прибое, бьющем в мол валы; Ловил в немолчном шуме моря Метр тех своих живых баллад, Где ласку счастья, жгучесть горя Вложить в античный миф был рад; В столичном грозном гуле тоже, Когда, гремя, звеня, стуча, Играет Город в жизнь,- прохожий, Я брел, напев стихов шепча; Гудки авто, звонки трамвая, Стук, топот, ропот, бег колес,- В поэмы страсти, в песни мая Вливали смутный лепет грез.  

= Все звуки жизни и природы Я облекать в размер привык: Плеск речек, гром, свист непогоды, Треск ружей, баррикадный крик. Везде я шел, незримо лиру Держа, и властью струн храним, Свой новый гимн готовя миру, Но сам богат и счастлив им. Орфей, сын бога, мой учитель, Меж тигров так когда-то пел... Я с песней в адову обитель, Как он, сошел бы, горд и смел. Но диким криком гимн менады Покрыли, сбили лавр венца; Взвив тирсы, рвали без пощады Грудь в ад сходившего певца. Так мне ль осилить взвизг трамвайный, Моторов вопль, рев толп людских? Жду, на какой строфе случайной Я, с жизнью, оборву свой стих.

Слайд 19

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

В искусстве «серебряного века» Врубель представляет собой фигуру ключевого

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) В искусстве «серебряного века» Врубель представляет собой фигуру
значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений.

Демон

Демон летящий

Слайд 20

M. A. ВРУБЕЛЮ От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор

M. A. ВРУБЕЛЮ От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет
лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе.

«Царевна-лебедь»

«Демон сидящий»

Слайд 21

АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) –

АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) –
стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам.
Жестоко – раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово. Страданье – Глубоко – глубоко! Страданье сурово улыбки встречает… Мерцанье былого – виденья качает… Молчанье, ночное раздумье, – жестоко! (В. Брюсов)

Слайд 22

ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый

ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три
прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

Слайд 23

Начало XX века– время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые

Начало XX века– время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые
потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.
Имя файла: «Серебряный-век»-русской-поэзии-Символизм.pptx
Количество просмотров: 140
Количество скачиваний: 2