Символика форм и цветов

Содержание

Слайд 2

Даже простейшая форма или цвет являются символом, выявляющим природу изначальной реальности

Даже простейшая форма или цвет являются символом, выявляющим природу изначальной реальности и
и структуру человеческой психики, в которой эта реальность отражается.
Видимый мир является нам в неистощимом разнообразии и множестве форм и цветов.  
Три основные формы сути: куб, цилиндр и сфера. Куб и сфера представляют две крайности: куб составлен из плоских поверхностей, а сфера имеет поверхность, одинаково искривленную во всех направлениях. Цилиндр обладает свойством обеих: он искривлен в одном направлении и прямолинеен в другом, параллельном его оси. Если мы вообразим эти три стереометрических тела в связи с плоскостью, на которую они опираются, то обнаружим следующие факты: сфера касается плоскости в точке, цилиндр - по прямой линии, куб - поверхностью.

Слайд 3

С точки зрения подвижности это означает, что сфера может двигаться (катиться) во

С точки зрения подвижности это означает, что сфера может двигаться (катиться) во
всех направлениях, цилиндр - в одном направлении, а куб - ни в одном. Следовательно, куб символизирует неподвижность. В таком случае сферическая форма больше не является имитацией увиденного объекта или очертанием небесного тела, или воображаемой формой атома, но является сутью всего живого, органического, движущегося и в то же время покоящегося в самом себе, совершенного и потенциального, как природа.

Слайд 4

Кубические формы вызывают представление не об архитектурных структурах, а о силе сопротивления,

Кубические формы вызывают представление не об архитектурных структурах, а о силе сопротивления,
неподвижности, неподатливости всех неорганических форм, инерции материи, а также о принципах стабильности, твердости, непоколебимости и - не в последнюю очередь - о принципе материализации. Каждую из трех основных форм можно спроецировать в точку. Таким путем мы получаем из куба - пирамиду, из цилиндра - конус и из сферы - сферический конус. Каждая из этих форм выражает качества формы, из которой она возникла.

Слайд 5

В этих остроконечных формах есть что-то более определенное, более агрессивное (дача направления),

В этих остроконечных формах есть что-то более определенное, более агрессивное (дача направления),
более позитивное. Отношение между кубом и пирамидой, цилиндром и конусом, сферой и сферическим конусом подобно отношению соответственно между женским и мужским началом. В этом смысле мы можем назвать пирамиду, конус и сферический конус активными формами, в противоположность их "женским", пассивным аналогам, из которых они возникли. Например, пассивность как характеристика женской позиции не исключает активности в частной сфере женских качеств. Женская активность - это активность путем воспроизведения и трансформации, в то время как мужская активность - это активность путем интенсификации или дачи направления.

Слайд 6

Женская активность центрирована вовнутрь, а мужская - вовне. В, то же время

Женская активность центрирована вовнутрь, а мужская - вовне. В, то же время
женская пассивность является позитивной позицией, а именно - позицией восприимчивости, скрытой творческой способности или потенциальности, а мужская пассивность - это лишь отсутствие или снижение уровня деятельности, поэтому она негативна. Хотя преобладание мужских или женских свойств предопределяет пол высших форм органической жизни, каждый индивидуум обладает одновременно мужскими и женскими качествами. Чем выше состояние духовного развития, тем больше сознательное взаимопроникновение мужских и женских свойств. Величайшие художники, поэты и мыслители способны с равным совершенством выражать психику как мужчины, так и женщины; это означает, что они способны испытывать в себе и мужское, и женское.

Слайд 7

Святой человек, т.е. тот, кто стал цельным или полным, поляризовал в себе

Святой человек, т.е. тот, кто стал цельным или полным, поляризовал в себе
мужское и женское и достиг состояния совершенной гармонии. Фундаментальное видоизменение смысла и значения чистых элементов формы наступает при добавлении цветов, которые не только предопределяют эмоциональную атмосферу картины или внутреннего видения, но и открывают новое измерение.
Три евклидовых измерения пространства представляют собой три вовне направленных движения, в то время как цвета и тональные значения направлены вовнутрь и тем самым создают пространство, в котором вещи существуют не только рядом друг с другом, но и внутри друг друга, проникают друг в друга и тем не менее не разрушают и не уничтожают друг друга.

Слайд 8

Цвет и звук являются непосредственным выражением психических переживаний, которые нельзя охватить, определить

Цвет и звук являются непосредственным выражением психических переживаний, которые нельзя охватить, определить
или выразить при помощи интеллекта. Чистые абстрактные формы вначале апеллируют к интеллекту, в то время как цвета апеллируют в первую очередь и, прежде всего, к ощущению. Интеллект определяет и ограничивает; то же самое делает и форма.
Цвет же дает нам теплоту жизни, ощущения, эмоции и все неописуемые нюансы опыта (переживания), которые интеллект не способен выразить или определить. Следовательно, достоинством формы является ясность, достоинством цвета - глубина. От интеллекта мы требуем ясность, согласованность, логичность, отчетливость; того же мы требуем и от формы. От ощущения мы требуем глубину; то же самое относится и к цвету.

Слайд 9

Эти отличительные качества формы и цвета использованы в тибетских тантрических системах медитации,

Эти отличительные качества формы и цвета использованы в тибетских тантрических системах медитации,
и эмоционального переживания цветов. Таким образом, цвет выявляет нечто, имеющее отношение к внутренней природе или эмоциональному значению формы. В человеческом сознании формообразование состоит из трех основных форм и трех основных цветов и что эти формы и цвета развиваются в пары противоположностей, которые обусловливают и дополняют друг друга, подобно положительному и отрицательному полюсам магнита или подобно активному и пассивному свойствам мужского и женского начал. Эти факторы выражают структуру нашего трехмерного мира, которым они обусловлены, что они символизируют одну и ту же гармонию в различных измерениях и что поэтому существует определенная связь между цветами и формами.

Слайд 10

Три основных, или первичных, цвета, из которых можно получить все другие цвета,

Три основных, или первичных, цвета, из которых можно получить все другие цвета,
но которые сами уже нельзя дальше редуцировать, - это синий, красный и желтый. Для каждого из этих цветов можно найти дополнительный цвет, являющийся продуктом комбинации двух остальных первичных цветов. Так, комбинация синего и красного дает фиолетовый цвет, дополнительный к желтому Комбинация красного и желтого дает оранжевый цвет, дополнительный к синему.

Слайд 11

Комбинация желтого и синего дает зеленый цвет, дополнительный к красному. Если первичный

Комбинация желтого и синего дает зеленый цвет, дополнительный к красному. Если первичный
цвет активен, то вторичный, дополнительный, пассивен. Активными являются красный, желтый и оранжевый; пассивными - зеленый, фиолетовый и синий. Для этого подразделения имеются достаточно веские физиологические и психологические причины, которые нет нужды повторять здесь. Но, кроме этого, имеется также много иных видов и степеней активности и пассивности, которые могут испытать люди, обладающие интенситивностью к цветам, хотя к этому можно также найти интеллектуальный подход, основанный на сравнениях и ассоциациях и совершенно не опирающийся на научные методы исследования.

Слайд 12

Если мы сравним активность двух первичных активных цветов, красного и желтого, мы

Если мы сравним активность двух первичных активных цветов, красного и желтого, мы
обнаружим между ними такое же различие, как между огнем и светом, между материальным и нематериальным или между эмоциональной и интеллектуальной деятельностью. Активность огня ощущается более интенсивно и даже телесно (интересно отметить, что красный - это первый цвет, который наблюдается или воздействует на пробуждающееся цветоощущение детей и первобытных людей); активность света - это излучение, которое можно сопоставить с деятельностью сознания.

Слайд 13

Оранжевый, полученный в результате соединения красного и желтого, сочетает оба эти качества:

Оранжевый, полученный в результате соединения красного и желтого, сочетает оба эти качества:
тепло и свет, а в человеческой сфере - ощущение и знание, наивысшую форму духовной деятельности, которую мы ассоциируем со святым или Просветленным. Поэтому этот цвет используется во всем мире для характеризации атмосферы, окружающей святого. Это также цвет солнца и золота, которые символизируют божественные качества, наивысшую ценность, духовное могущество и неподверженность порче. Дополнительный цвет к оранжевому - синий, единственный пассивный первичный цвет.

Слайд 14

Однако пассивность синего цвета имеет весьма позитивную природу, качество космической потенциальности, которое

Однако пассивность синего цвета имеет весьма позитивную природу, качество космической потенциальности, которое
не следует смешивать с растительной пассивностью зеленого цвета. Синий, особенно глубокий синий цвет, ассоциируется с глубиной и чистотой пространства, единством и беспредельностью, изначальной потенциальной основой всего сущего. Поэтому он является символом метафизической пустоты или полноты-пустоты в Буддизме и божественных воплощений универсальной реальности, в индуизме. Значение синего цвета в христианской символике связано с тем, что он ассоциируется с Мадонной, Универсальной (Всеобщей) Матерью, чью всеохватывающую универсальность символизирует глубокий синий цвет ее мантии, в противовес ее одеянию под мантией, имеющему глубокий красный цвет, что выражает теплоту материнской любви.

Слайд 15

Красный и зеленый - это преимущественно цвета телесной близости жизни в ее

Красный и зеленый - это преимущественно цвета телесной близости жизни в ее
теплокровном и растительном аспектах. Они символизируют творческие силы в неорганическом и органическом физическом мире. На психическом уровне они символизируют ощущение (эмоцию, страстное желание или устремление, экстаз) и жизненную гармонию (мирность, ненасильственность, приспособляемость). В зависимости от преобладания того или иного из его компонентов (желтого и синего) зеленый цвет приближается к высоко одухотворенному или глубоко мистическому выражению. Третий пассивный цвет - фиолетовый, по-видимому, является самым трудным, потому что он является самым сложным и многоликим цветом, таким же многоликим, как и сфера. В нем сочетается наиболее интенсивный активный цвет красный с самым пассивным синим.

Слайд 16

Ему присуще огромное внутреннее напряжение, тенденция к трансформации даже к растворению, к

Ему присуще огромное внутреннее напряжение, тенденция к трансформации даже к растворению, к
внутреннему движению и борьбе. Значителен тот факт, что это цвет появился в искусстве самым последним. Он был неизвестен первобытному человеку и не был в употреблении у древних греков. В христианской символике это цвет духовного страдания. Страстей господних. Сфера, полностью покоящаяся в самой себе, - синий, и в то же самое время имеющая наибольшую подвижность, - красный, следовательно, занимает положение, аналогичное положению фиолетового в цветовой гамме.

Слайд 17

Поэтому сферический конус как активный аналог сферы занимает положение активного цвета, дополнительного

Поэтому сферический конус как активный аналог сферы занимает положение активного цвета, дополнительного
к фиолетовому, т.е. желтого.
Цилиндр с его виртуально бесконечной осью устойчивости, сравнимой с объединяющим космическим законом, соответствует стабильности и спокойному единству синего цвета.
Промежуточное положение цилиндра между двумя другими принципами формы подчеркивает его центральный и унифицированный характер; его активной разновидностью является конус, которому соответствует оранжевый цвет - активный цвет, дополнительным к синему.
Физическая активность пирамиды соответствует физической активности красного цвета, в то время как инертность и сопротивление куба, в котором единственно мыслимое движение - это протяжение, связаны с физической пассивностью зеленого цвета.

Слайд 18

Эргономика

Ergonomics (греч. Ergon - работа, Nomos - закон) Термин был принят в

Эргономика Ergonomics (греч. Ergon - работа, Nomos - закон) Термин был принят
Англии в 1949г., группой английских ученых Эргономического исследовательского общества.
1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда. Это наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Эргономика - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.
Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

Слайд 19

Антропометрия (от греч. anthropos - человек и metron - мера) Отрасль

Антропометрия (от греч. anthropos - человек и metron - мера) Отрасль науки,
науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей.
Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач: задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Для эффективного труда важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы.

Слайд 20

К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:
1.

К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики: 1. Эргономика
Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

Слайд 21

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память,

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память,
принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социотехнической системы.

Слайд 22

3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социотехнических систем, включая

3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социотехнических систем, включая их
их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

Слайд 23

Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из

Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из
следующих отраслей человеческого знания и практики:
1. Инженерная психология
2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
3. Конструирование
4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда
5. Антропология, антропометрия
6. Медицина, анатомия и физиология человека
7. Теория проектирования
8. Теория управления

Слайд 24

Мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Миди-эргономика

Мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Миди-эргономика
исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов миди-эргономики входят:
1. проектирование организаций
2. планирование работ
3. обитаемость рабочих помещений
4. гигиена труда
5.проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов

Слайд 25

Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек - машина". Сюда-же включаются

Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек - машина". Сюда-же включаются интерфейсы
интерфейсы "человек-компьютер».
Система "человек-машина" Man-machine system. Человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. Система "человек-машина" является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.

Слайд 26

Одно из главных понятий - анатомия человека. Например, Вы проектируете стул! как

Одно из главных понятий - анатомия человека. Например, Вы проектируете стул! как
высоко от сидения изогнуть спинку, чтобы на нее было удобно опереться спиной. Для этого существует Линия Акерблома (230 мм.) - среднестатистическая величина того, где позвоночник человека имеет в сагитальной плоскости в поясничном отделе изгиб вовнутрь. Значит на расстоянии 230 мм. от сидения надо предусмотреть опору позвоночнику. Конечно индивидуальная антропометрия у каждого человека своя. Но дизайн прежде всего - массовое производство, где не учитываются значения ниже 5 и выше 95 перцентили :) А свои индивидуальные особенности могут позволить себе учитывать только очень богатые люди, заказывая для себя концептуальные вещи.
Антропометрические основы проектирования. Наука о размерах тела.

Слайд 27

Передача количественной информации.
Для передачи количественной информации используются зрительный, слуховой и кожный

Передача количественной информации. Для передачи количественной информации используются зрительный, слуховой и кожный
каналы восприятия. Выбор канала обусловливается числом градаций признака.
1. Зрительный канал обеспечивает наибольшую точность определение величины признака, особенно при использовании цифровых кодов, шкал, изменений положений указателей приборов. Он позволяет сравнивать и измерять информацию одновременно по нескольким признакам. Наименьшая точность наблюдается при кодировании величины яркостью.
2. Слуховой канал по точности восприятия количественной информации может конкурировать со зрительным только при передаче количественной информации в виде речевых сообщений. Точность приема количественной информации, закодированной с помощью частоты или интенсивности звукового сигнала, повышается при использовании эталона сравнения. Человек способен воспринять до 16 - 25 градации тональных сигналов, различающихся по высоте или громкости.
3. Кожный канал при передачи количественной информации значительно уступает зрительному и слуховому каналу. С его помощью можно передать более 10 градаций величины за счет использования частоты вибротактильных или электрокожных сигналов (после соответствующей тренировке).

Слайд 28

Передача информации о положении объектов в пространстве.
1. Зрительный канал

Передача информации о положении объектов в пространстве. 1. Зрительный канал дает самую
дает самую полную информацию о положении наблюдаемых объектов в пространстве (по трем координатам).
2. Кожный канал при передаче этой информации можно поставить на второе место. Он обеспечивает определение положения объекта в пространстве по двум координатам при непосредственном соприкосновении с объектом и при дистанционном определении положения его в пространстве за счет искусственных кодовых признаках.
3. Слуховой канал обеспечивает высокую точность определения направление на источник звука. Когда же применяется искусственный код (обычное изменение частоты акустического сигнала, его тона), точность локализации оказывается ниже, чем при использовании зрительного и кожного анализаторов. В основном, в этом случае с помощью слухового анализатора можно определять изменение положения объекта в пространстве только по одной координате.
Имя файла: Символика-форм-и-цветов.pptx
Количество просмотров: 238
Количество скачиваний: 1