Система образов в художественном произведении

Содержание

Слайд 2

Система образов -
совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой,

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между
а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Слайд 3

Система образов
Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
Художественное произведение представляет собой

Система образов Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих. Художественное
образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.

Слайд 4

Классификация литературных образов
1. По предметности:
образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
образы-события — динамические

Классификация литературных образов 1. По предметности: образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы
моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.

Слайд 5

2. По смысловой обобщённости:
индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего

2. По смысловой обобщённости: индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением
встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" А. Булгакова);
характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);

Слайд 6

мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного

мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах
или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи ("деревенская Русь" у С.Есенина, "Прекрасная Дама" у А. Блока и т.п.);
топос ("общее место") — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы "мир как книга" в культуре европейского Средневековья, "мир как театр" — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
архетип (термин "аналитической" психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о "мировом древе" и их отражения в литературе).

Слайд 7

 По мере условности:
образ-символ
образ-аллегория
образ-миф

По мере условности: образ-символ образ-аллегория образ-миф

Слайд 8

Образы автора, героя и персонажа
Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении,

Образы автора, героя и персонажа Образ автора — носитель авторской речи в
наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Слайд 9

Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
Драматический герой — действующее лицо

Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения. Драматический герой
драматического произведения.
Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

Слайд 12

Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется

Образ рассказчика в литературном произведении Рассказчик - условный образ человека, от лица
повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 

Судьба человека

Слайд 15

Взаимоотношения персонажей
Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, обладают противоположными чертами, но не вступают

Взаимоотношения персонажей Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, обладают противоположными чертами, но
в борьбу (Ольга и Татьяна Ларины, Обломов и Штольц).
Антагонисты — персонажи, чьё противостояние выливается в конфликт (Е. Базаров и П. Кирсанов, Фамусов и Чацкий).
«Двойники» — персонажи, сходные по сюжетной роли; различают полное двойничество (провокатор и доносчик Алоизий Могарыч и Иуда) и неполное двойничество, когда герои имеют какое-то принципиальное отличие в идеологических основаниях и мотивах своих поступков (Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов: Лужин, как и Раскольников, следует своей «теории).

Слайд 16

Для характеристики системы образов, необходимо:
выявить все образы, присутствующие в произведении, и определить

Для характеристики системы образов, необходимо: выявить все образы, присутствующие в произведении, и
их вид (образы персонажей, предметов, природы, автора/повествователя, времени, пространства и т.п.);
соотнести образы с проблематикой произведения и объяснить их иерархию (главные, второстепенные);
дать характеристику отдельных групп образов;
выявить и охарактеризовать принципы, организующие систему образов (принцип контраста, принцип подобия, принцип дополнительности, принцип удвоения);
охарактеризовать средства создания образов, в том числе тропы, стилистические фигуры.
Имя файла: Система-образов-в-художественном-произведении.pptx
Количество просмотров: 1845
Количество скачиваний: 28