Слайд 3М.Лацарус
(1824-1903)
Г.Штейнталь (1823-1893)
Слайд 4Главная сила истории - народ, или "дух целого", который выражает себя в
искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д.
Слайд 6Для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же
психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того - она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним
Слайд 9С.Сигеле (1868-1913)
Г.Лебон (1841-1931)
Слайд 11Конец XIXв., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования
различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX - начало XX в. - это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям.
Слайд 12Главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы:
- анонимность и исчезновение
сознательной личности,
- преобладание бессознательной личности,
- снижение интеллекта и всей рациональной сферы,
- ориентация мыслей и чувств индивидов в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения,
- тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.
Слайд 14«В массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство
неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать»
Слайд 16«Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими,
героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она не способна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного»
Слайд 17В массе человек способен на все. Масса может совершать такие преступления, на
которые каждый из составляющих ее индивидов по отдельности никогда не способен.
Слайд 18 Теория инстинктов социального поведения
Слайд 20Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются
врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей").
Слайд 21Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
инстинкт борьбы
и соответствующие ему гнев, страх;
инстинкт бегства и чувство самосохранения;
инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;
инстинкт приобретения и чувство собственности;
инстинкт строительства и чувство созидания;
стадный инстинкт и чувство принадлежности