Социокультурные предпосылки становления западной и восточной традиций образования

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Социокультурные предпосылки становления западной и восточной традиций образования
Преднаучный этап становления педагогики (практический)
Этап

Вопросы Социокультурные предпосылки становления западной и восточной традиций образования Преднаучный этап становления
становления и развития теории в области педагогики и образовательного дискурса
Этап возникновения и развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины

Слайд 3

I

Социокультурные предпосылки становления западной и восточной традиций образования

I Социокультурные предпосылки становления западной и восточной традиций образования

Слайд 5

Образовательная парадигма (диахронный аспект)

παράδειγμα – прецедент, образец (в теории идей Платона)
В современную

Образовательная парадигма (диахронный аспект) παράδειγμα – прецедент, образец (в теории идей Платона)
философию науки понятие парадигмы вошло благодаря Томасу Куну («Структура научных революций», 1962)
Образовательная парадигма – образец воспитания и обучения, на который в конкретную историческую эпоху ориентируется подавляющее большинство субъектов образовательного процесса

Слайд 6

Педагогическая парадигма образования (синхронный аспект)

совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные

Педагогическая парадигма образования (синхронный аспект) совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют
особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии. Педагогические парадигмы концептуально представляют определенные базовые модели образования, описывая и интерпретируя их с педагогической точки зрения в качестве модели педагогического процесса в терминах и понятиях педагогики как особой отрасли научного знания
Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М., 2005

Слайд 7

«Западная» vs «восточная» образовательные парадигмы как архетипические образцы воспитания и обучение

«Восток»:
Ἐγώ εἰμι

«Западная» vs «восточная» образовательные парадигмы как архетипические образцы воспитания и обучение «Восток»:
ἡ ὁδὸς καὶ ἡ ἀλήθεια καὶ ἡ ζωή
(Евангелие от Иоанна, 14:6)
«Запад»:
Amicus Plato, sed magis amica est veritas
(латинский парафраз рассуждения из «Никомаховой этики» Аристотеля)

Слайд 8

«Западная» и «восточная» образовательные парадигмы различаются:

по критерию истинности транслируемого знания (с позиции

«Западная» и «восточная» образовательные парадигмы различаются: по критерию истинности транслируемого знания (с
реципиента)
по категории, конституирующей воспитательные отношения
по алетургическому статусу учителя (педагога)
Алетургия (от ἀληθουργής – букв. «истинно действующий, делающий»; ἀλήθεια + ἔργον) – «совокупность вербальных или каких бы то ни было еще возможных процедур, посредством которых выводится на свет то, что утверждается в качестве истины в противоположность лжи, скрытому, несказываемому, неудобосказуемому или забытому».
Цит. по: Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. – СПб.: Наука, 2014. С. 29.

Слайд 9

Критерий истинности транслируемого знания с точки зрения реципиента:

«Восток»:
для ученика критерием истинности высказывания

Критерий истинности транслируемого знания с точки зрения реципиента: «Восток»: для ученика критерием
является авторитет учителя
«Запад»:
для ученика критерием истинности высказывания является авторитет доказательного знания

Слайд 10

Категория, конституирующая воспитательные отношения:

«Восток»:
доверие, послушание, традиция
«Запад»:
сомнение, диспут (διάλογος, ἀντιλογία),
свободоречие (παρρησία) как условие

Категория, конституирующая воспитательные отношения: «Восток»: доверие, послушание, традиция «Запад»: сомнение, диспут (διάλογος,
для инновации

Слайд 11

Фрагмент из «Никомаховой этики» Аристотеля как источник сентенции “Amicus Plato, sed magis amica est

Фрагмент из «Никомаховой этики» Аристотеля как источник сентенции “Amicus Plato, sed magis
veritas”
«Лучше все-таки рассмотреть [благо] как общее [понятие] и задаться вопросом, в каком смысле о нем говорят, хотя именно такое изыскание вызывает неловкость, потому что идеи ввели близкие [нам] люди. И все-таки, наверное, лучше – во всяком случае, это [наш] долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг благочестия – истину чтить выше».
Цит. по: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. – М.: Мысль, 1983. С. 59.

Слайд 12

Алетургический статус учителя (педагога):

«Восток»:
Учитель позиционируется как мудрец - σοφός
«Запад»:
Учитель позиционируется как «дружащий

Алетургический статус учителя (педагога): «Восток»: Учитель позиционируется как мудрец - σοφός «Запад»:
с мудростью» - φιλό-σοφος
(он же παρρησιαστής)

Слайд 13

Стратегии достижения цели в Греции и Китае
«непосредственное vs косвенное»
«прямое» vs «обходное»
François Jullien.

Стратегии достижения цели в Греции и Китае «непосредственное vs косвенное» «прямое» vs
Le Détour et L'Accès (Stratégies du sens en Chine, en Grèce). Paris, Bernard Grasset, 1995
Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. Московский философский фонд. 2001

Слайд 14

Греция: прямой путь доблести в честном бою и в судебном разбирательстве, напряженный

Греция: прямой путь доблести в честном бою и в судебном разбирательстве, напряженный
поиск истины в драматическом действе и философском диалоге

Лобовое противостояние фаланг, их притирка друг к другу в бою как эквивалент произносимых на площади полиса речей – выстраивание друг против друга рядов аргументов в речах спорящих сторон – в собрании, в суде, в театре
«Целью является решить дело таким способом, который был бы одновременно и самым быстрым, и наименее двусмысленным. Ораторы выступают друг против друга на виду у всех, им отпущено ограниченное время, и каждый свидетель в глубине души может разом решить дело по совести. В конце концов эти колеблющиеся в ту или иную сторону «весы» принимают форму голосования, при котором вопрос решается большинством голосов. В этом проявляется тесная связь «говорения» перед народом с демократической организацией нашего общества (достаточно вспомнить о роли теледебатов в нашей политической жизни)».
«Принцип, существенный для греческого логоса вообще: логосу свойственно держаться как можно ближе к своему предмету»
Парменид: «одно и то же – мышление и то, о чем мысль», «илиодно и то же – мыслить и быть»: τὸ γὰρ αὐτὸ νοεῖν ἐστίν τε καὶ εἶναι (Περί φύσεως III). Ср. Veritas est adaequatio rei et intellectus (Thomas Aquinas)
«И наоборот, китайская манера выражаться (в Китае обозначаемая как вэнь) во многих отношениях состоит в том, чтобы заставить речь двигаться «обходным путем», постоянно вилять, уходить от предмета, ходить вокруг него кругами».

Слайд 15

Прошу тебя, господин Чжун, в сад мой не лазать, не ломать сандалов, что я

Прошу тебя, господин Чжун, в сад мой не лазать, не ломать сандалов,
растила: разве мне их жаль? Не жаль, да молвы людской боюсь. Чжун — как его не любить? но ведь и пересудов надо избежать.

Китай: путь уклончивости, иносказания, игра намеками в поэзии и политике, навык чтения между строк и высказывания между делом
Китайские древние летописи говорят о том, что встречи посольств часто протекали в форме обмена каноническими цитатами. Цитаты брались из поэтического сборника «Книга песен» («Ши-цзин»); хороший дипломат знал эти тексты наизусть
546 г. до н. э. –цзиньский правитель во время репрессий взял под стражу вэйского государя. Циский и чжэнский правители едут в Цзинь просить за плененного государя. Во время переговоров начинается обмен стихотворными цитатами. Один из просителей читает стихотворение («Книга песен», № 76), в котором речь идет о том, как девица противится пылким желаниям дружка, и оканчивается следующей строфой:

Слайд 16

II

Этапы развития педагогики и образования. Преднаучный этап становления педагогики (практический)

II Этапы развития педагогики и образования. Преднаучный этап становления педагогики (практический)

Слайд 17

Периодизация истории педагогики и образования

Мир образования Древнего Востока (III–II тысячелетия до н.э.)

Периодизация истории педагогики и образования Мир образования Древнего Востока (III–II тысячелетия до

Мир образования Античности (XI в. до н.э. – V в. н.э.)
Мир образования Средних веков (VI–XIV вв.)
Мир образования эпохи Возрождения (XIV–XVI вв. )
Мир образования Нового времени (XVII–XIX вв.)
Мир образования Новейшего времени (XX–XXI вв.)
Самоидентификация национального образования и педагогической мысли в России (XIX – начала XX вв.)

Слайд 18

Древний Восток

Ранний период (IV–II тысячелетия до н. э.)
Появление первых государств в зоне

Древний Восток Ранний период (IV–II тысячелетия до н. э.) Появление первых государств
орошаемого земледелия: Египет, Шумер, Аккад, Китай
Второй период (конец II – начало I тысячелетия до н. э.)
Появление и расцвет могучих держав: Египет среднего царства, Ассирия, Ново-Вавилонское царство, Персия Ахеменидов
Завершающий период (I тысячелетие до н. э.)
Упадок древних цивилизаций
VIII–III вв. до н. э. – «осевое время» (К. Ясперс): рационализация картины мира, духовные основы человечества были заложены одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Иудее и Греции (Конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, античная философия)

Слайд 19

Античность

Крито-микенский период – предыстория античности (XXX–XII вв. до н. э.)
Полисный период
Гомеровский (предполисный)

Античность Крито-микенский период – предыстория античности (XXX–XII вв. до н. э.) Полисный
период, XII–IX вв. до н. э.
1184 г. до н. э. – Взятие Трои
Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.)
VIII–III вв. до н. э. – «осевое время» (К. Ясперс)
Λυκοῦργος
Классическая Греция (V–IV вв. до н. э.)
479 г. до н. э. – Победа греков над персами в при Платеях
Πρωταγόρας, Σωκράτης, Πλάτων, Ἀριστοτέλης
Эллинистический период (вторая пол. IV – сер. I в. до н. э.)
334–324 гг. до н. э. – азиатский поход Александра
Marcus Tullius Cicero
Римская империя (конец I в. до н. э. – V в. н. э.)
33 г. – распятие Христа
Патристика (II–V вв.)

Слайд 20

Средние века

Раннее Средневековье (конец V – середина XI в.)
Римская империя (конец I

Средние века Раннее Средневековье (конец V – середина XI в.) Римская империя
в. до н. э. – V в. н. э.)
Патристика (II–V/VII вв.)
Quintus Septimius Florens Tertullianus, Aurelius Augustinus Hipponensis
Ранняя схоластика (IX–XII вв.)
Высокое (Классическое) Средневековье (сер. XI – конец XIV в.)
Образовательное возрождение XII века, Университеты
Petrus Abaelardus
Средняя схоластика (XIII в.)
Thomas Aquinas
Позднее Средневековье (XIV–XV вв.)
Поздняя схоластика (XIV–XV вв.)
Проторенессанс (вторая пол. XIII – XIV вв.)

Слайд 21

Возрождение

Проторенессанс (вторая пол. XIII – XIV в.)
Позднее Средневековье (XIV вв.)
Раннее Возрождение (начало

Возрождение Проторенессанс (вторая пол. XIII – XIV в.) Позднее Средневековье (XIV вв.)
XV – конец XV в.)
Vittorino da Feltre, Marsilio Ficino
Высокое Возрождение (конец XV – первые 20 лет XVI в.)
Leonardo, Michelangelo, Raffaello
1492 год – открытие Америки – символическая дата начала Нового времени
Desiderius Erasmus Roterodamus
Позднее Возрождение (XVI в.)
Реформация (XVI – нач. XVII в.)

Слайд 22

Новое время

Раннее Новое время (XV – XVIII вв.)
1492 год – открытие Америки

Новое время Раннее Новое время (XV – XVIII вв.) 1492 год –
– символическая дата начала Нового времени
Позднее Возрождение (XVI в.)
Реформация (XVI – нач. XVII в.)
Martin Luther
Контрреформация (XVI–XVII вв.)
Эпоха Новой философии и научной революции (XVII в.)
Francis Bacon, Jan Amos Komenský, René Descartes, John Locke
Эпоха Просвещения (конец XVII – XVIII в.)
John Locke, Jean-Jacques Rousseau
1776 - Декларация независимости
Позднее Новое время (XIX в. – 1914/1918 гг.)
Johann Heinrich Pestalozzi, Johann Friedrich Herbart, Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg
Новейшее время (1914 г. – настоящее время)

Слайд 23

Первый этап развития педагогики: преднаучный (практический)

Компоненты процесса обучения на Древнем Востоке.
Прикладной: процесс

Первый этап развития педагогики: преднаучный (практический) Компоненты процесса обучения на Древнем Востоке.
обучения обусловлен утилитарными целями.
В более широком социально-политическом и экономическом смысле целями образования в кастовых и деспотических обществах Др. Востока является поддержание социостаза.
Процедурный: транслируемое знание имеет вид императивного предписания ученику строго определенных и воспроизводимых привычных мануальных процедур («Возьми то, сделай то»).
Практический: транслируемое знание относится к типу именно практического (а не теоретического) знания.

Слайд 24

Пример: построение «египетского треугольника»

(32 + 42 = 52) vs (a2 + b2

Пример: построение «египетского треугольника» (32 + 42 = 52) vs (a2 + b2 = c2)
= c2)

Слайд 25

III

Этап становления и развития теории в области педагогики и образовательного дискурса

III Этап становления и развития теории в области педагогики и образовательного дискурса

Слайд 26

Второй этап: становление и развитие теории в области педагогики и образовательного дискурса

Рождение теоретического

Второй этап: становление и развитие теории в области педагогики и образовательного дискурса
знания в Древней Греции связано с рассмотрением «идеальных объектов» в качестве самостоятельно существующих сущностей.
Идеальный объект – упрощенный и схематизированный репрезентант реальной вещи, замещающий ее привычный эмпирический образ.
Умозрительный характер античной науки обусловил спекулятивную направленность педагогической теории.

Слайд 27

Соотношение понятий «педагогика» и «пайдейя»

παῖς, παιδός – ребенок, дитя (сын или дочь).
ἀγωγός

Соотношение понятий «педагогика» и «пайдейя» παῖς, παιδός – ребенок, дитя (сын или
– ведущий [кого-либо куда-либо].
παιδαγωγός – раб, который ведет мальчика (т.е. сына своего господина) из дома в школу и обратно.
παιδαγωγία – служба педагога; также обучение.
παιδεία –
обучение, преподавание, образование
(в оппозиции к τροφή – воспитанию в смысле питания, кормления);
умственная культура как результат образования;
система образования;
наука или искусство как то, чему принципиально можно научить.

Слайд 28

Педагогическая speculatio в Средние века

Как и в Античности, в Средние века ценностно-целевые

Педагогическая speculatio в Средние века Как и в Античности, в Средние века
основания педагогической теории определили ее супранатуралистический характер.
Заключение Нагорной проповеди (Мф 5:48):
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
Estote ergo vos perfecti, sicut et Pater vester cælestis perfectus est.
Фома Кемпийский. О подражании Христу.
De Imitatione Christi, около 1418-1427.

Слайд 29

IV

Этап возникновения и развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины

IV Этап возникновения и развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины

Слайд 30

Третий этап: возникновение и развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины

Обособление новоевропейской педагогики как

Третий этап: возникновение и развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины Обособление новоевропейской
научно-дисциплинарного знания от философии.
Влияние на становление новоевропейской педагогики механической картины мира (экспериментально-математическое естествознание как образцовая наука).
Становление идеи технологизации образовательного процесса (Петр Рамус, Ян Амос Коменский).

Слайд 31

Становление идеи технологизации образовательного процесса

Петр Рамус (1515-1572): technologia + curriculum (курс обучения).
Ян

Становление идеи технологизации образовательного процесса Петр Рамус (1515-1572): technologia + curriculum (курс
Амос Коменский (1592-1670) – основоположник научной педагогики
Typographeum vivum (1657) – Живая типография, то есть искусство кратко, при этом, однако, содержательно и легко печатать мудрость не на бумаге, но в умах
II. Автоматически управляемая школа
«Все часы, солнечные и механические, устроены так, что из них можно извлечь прекраснейшие дидактические указания: как достичь того, чтобы ход вещей имел такую же определенность».
Цит. по: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. C. 194.

Слайд 32

Становление идеи технологизации образовательного процесса

Ян Амос Коменский и его трактат 1657 года:
Выход

Становление идеи технологизации образовательного процесса Ян Амос Коменский и его трактат 1657
из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед.
E Scholasticis Labyrinthis Exitus in planum. Sive, Machina Didactica, mechanice constructa: ad non haerendum amplius (in docendi & discendi muniis) sed progrediendum.

Слайд 33

Логика развития педагогики как науки

На первом этапе – практика, а именно:
практико-репродуктивная

Логика развития педагогики как науки На первом этапе – практика, а именно:
диахронная форма педагогики как искусства (τέχνη; δόξα)
На втором этапе – теория, а именно:
умозрительно-продуктивная диахронная форма педагогики как науки (ἐπιστήμη в оппозиции к δόξα; θεωρία; scientia, speculatio)
На третьем этапе – теория + практика, а именно:
теоретико- и практико-продуктивная диахронная форма педагогики как науки (science)
Имя файла: Социокультурные-предпосылки-становления-западной-и-восточной-традиций-образования.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0