Тайна Марии Петровых

Содержание

Слайд 2

Цель работы

Исследовать особенности творчества ярославского поэта Марии Сергеевны Петровых
Показать черты личности и

Цель работы Исследовать особенности творчества ярославского поэта Марии Сергеевны Петровых Показать черты
характера Марии Петровых
Раскрыть тайну её безызвестности
Оценить роль Марии Петровых в развитии литературы

Слайд 3

Краткая биографическая справка

ПЕТРОВЫХ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (1908–1979) – поэт, переводчик.
Родилась 13 (26)

Краткая биографическая справка ПЕТРОВЫХ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (1908–1979) – поэт, переводчик. Родилась 13
марта в Норском Посаде под Ярославлем. Первые стихи написала в 6 лет. Впоследствии отозвалась о своем раннем опыте: «Я восприняла это как чудо, и с тех пор все началось, и мне кажется, мое отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось». С 15 лет посещала собрания Союза поэтов в Ярославле. Окончила Высшие литературные курсы в Москве (одновременно с А.Тарковским).

Слайд 4

Особенности личности

«У нее было удивительное свойство. С детства был прекрасно поставленный поэтический

Особенности личности «У нее было удивительное свойство. С детства был прекрасно поставленный
голос. Не было резких скачков в развитии ее дарования. Она развивалась ровно — от стихотворения к стихотворению. Ей сразу все было задано небом. Потому что она была, конечно, Богом вдохновлена» (А.Тарковский)

Слайд 5

Собственная поэтическая манера

«Ни цветаевской ярости, ни ахматовской кротости», – характеризовала свой поэтический

Собственная поэтическая манера «Ни цветаевской ярости, ни ахматовской кротости», – характеризовала свой
путь М.Петровых. Поэзия Петровых лишена страстного напора, лирической безмерности, свойственной творчеству Цветаевой, – в то же время она не склоняется к намеренно приглушенной, державно-величественной интонации Ахматовой. Петровых вырабатывает собственную манеру, в которой тематическая скудость сочетается с предельной точностью, графическим изяществом поэтического рисунка. В литературе Петровых прежде всего ценила лаконизм, отточенность формы, верность слова: «Дорожу в литературе лаконизмом, гармонией, скрытым огнем».

Слайд 6

Периодизация творчества М.С. Петровых.

*начало 20–30-х годов (юношеские стихи)
*конец 30-х – начало 40-х

Периодизация творчества М.С. Петровых. *начало 20–30-х годов (юношеские стихи) *конец 30-х –
(предвоенная и военная лирика)
*конец 60-х – начало 70-х годов.

Слайд 7

Поэзия 20 – 30 годов

Стихов ты хочешь? Вот тебе-
Прислушайся всерьёз,
Как шепелявит оттепель
И

Поэзия 20 – 30 годов Стихов ты хочешь? Вот тебе- Прислушайся всерьёз,
как молчит мороз.
Как воробьи, чирикая,
кропят следками снег
И как метель великая
Храпит в сугробном сне.
Белы надбровья веточек,
Как затвердевший свет…
Февраль маячит светочем
предчувствий и примет.
Февраль! Скрещенье участей,
Каких разлук и встреч!
Что б ни было – отмучайся,
Но жизнь сумей сберечь.

Поэзия Петровых обращена к тайнам душевной жизни.
Основные мотивы ее лирики :
– путь души, поиск правды, неминуемость судьбы, «злая невзгода», выпавшая на долю предвоенного и военного поколения
- особость своей судьбы, невозможность «пройти наизусть»: (Жизнь моя, где же наша дорога? / Ты не из тех, что идут наизусть)
- в диалог с жизнью, с судьбой вплетается признание творческой муки сладчайшей отрадой жизни (Стихов ты хочешь. Вот тебе)
- обращения к дочери, проникнутые нежностью и теплотой женственности.

Слайд 8

Поэзия 30 – 40 годов

Поэзия 30–40-х годов выразила боль трагедии: сталинский

Поэзия 30 – 40 годов Поэзия 30–40-х годов выразила боль трагедии: сталинский
террор, потери военного времени
война с фашистской Германией предстает в обобщенном образе «злого бедствия», пронзающего болью человеческое сердце
Одухотворенная надеждой печаль – таково основное настроение лирики Петровых военных лет.

Слайд 9

Поэзия 60-70 годов – взлёт поэтического дарования

Ее поэзия обращена к трагической

Поэзия 60-70 годов – взлёт поэтического дарования Ее поэзия обращена к трагической
судьбе одаренной личности, роковым минутам отечества, горечи потерь. Много стихотворений этого периода посвящено А.Ахматовой, Б.Пастернаку, О.Мандельштаму
Талант Петровых проявился в оживлении, обогащении элементарных категорий душевной жизни: ненависть, нежность, правда...
В лирике Петровых обновилась выразительность многих образов: стихии – «влюбленные в человека силы», ненависть – пустыня, поэт – затворник «неприютной норы» и т.д.

А.Тарковский называл тайной поэзии Петровых тайну «обогащенного слова»:
«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».

Слайд 10

Основные темы лирики

Тема природы
Тема любви
Тема Великой Отечественной войны

Основные темы лирики Тема природы Тема любви Тема Великой Отечественной войны
Имя файла: Тайна-Марии-Петровых.pptx
Количество просмотров: 257
Количество скачиваний: 1